|
|
N°40, 06 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Шаттл погубили колеса?
НАСА изучает новую версию гибели челнока
Эксперты НАСА, расследующие обстоятельства катастрофы челнока Columbia, развалившегося на части при входе в плотные слои атмосферы 1 февраля, изучают новую версию гибели шаттла. В минувшие выходные в ходе осмотра обломков корабля, доставленных в космический центр имени Кеннеди, выяснилось, что уцелели только покрышки правого шасси корабля. Остатки же колес шасси, находившегося в районе левого крыла, по мнению специалистов, выглядят так, словно они были разрушены во время взрыва. Некоторые члены комиссии по расследованию считают, что взрыв мог быть вызван попаданием горячего газа внутрь левого крыла. Однако с окончательными выводами не торопятся и предпочитают использовать обтекаемые формулировки.
Один из экспертов комиссии, Роджер Тетро, признал, что взрыв колес, произведенных компанией Michelin, был возможен, однако нельзя утверждать, что именно это стало причиной гибели Columbia, поскольку покрышки могли взорваться уже после того, как Центр управления полетом в Хьюстоне потерял контакт с экипажем и челнок стал разваливаться на части. Столь же уклончиво г-н Тетро говорит и о частицах расплавленного алюминия и нержавеющей стали, которые были обнаружены на пластинах термозащиты передней части левого крыла: «Я не знаю точно, является ли это тем самым трагическим обстоятельством, либо все произошло из-за перегрева при возвращении в атмосферу», -- заявил он журналистам после окончания традиционного вторничного заседания комиссии.
Тем не менее другие эксперты полагают, что капли расплавленных металлов, идентичных тем, что использовались для изготовления внутреннего каркаса корабля, подтверждают версию о взрыве левого крыла. По словам председателя комиссии по расследованию адмирала Хэла Гемана, состояние некоторых обломков позволяет предположить выброс горячего газа в районе левого шасси. Согласно расчетам, пиротехнические элементы шасси могли взорваться, если температура достигала 600 градусов по Фаренгейту (315 по Цельсию). Для дальнейших исследований комиссия намерена привлечь дополнительные силы из НАСА, центра имени Кеннеди и компании Boeing. Вероятные сроки окончания расследования и возобновления полетов шаттлов к Международной космической станции не назывались.
Между тем вчера к решению проблем МКС подключился российский МИД. Заместитель министра иностранных дел Георгий Мамедов заявил, что дипломатическое ведомство прилагает все усилия для решения финансовых вопросов, препятствующих активизации полетов космических кораблей к станции. Как известно, «Росавиакосмос» уже предложил НАСА и Европейскому космическому агентству увеличить количество полетов на орбиту отечественных кораблей «Союз» и «Прогресс» -- это позволило бы сохранить станцию в пилотируемом режиме. Но взять на себя повышенную нагрузку российские космические компании готовы лишь в том случае, если изготовление и старты дополнительных кораблей будут оплачены партнерами по проекту. Руководители НАСА в принципе не отвергли эти условия, однако сразу заявили, что финансировать космические программы в России им не позволяет принятый конгрессом в 2000 году закон о нераспространении ракетно-ядерных технологий в Иране. Отменить это ограничение может только президент Буш при поддержке большинства на Капитолийском холме. Однако многие конгрессмены все равно подозревают Россию в поставках Ирану ракетных технологий. Георгий Мамедов считает искусственным подобное увязывание вопросов финансирования строительства «Союзов» с российско-иранскими отношениями. «В наших связях с Ираном мы не делаем ничего, что нарушало бы наши международные обязательства, -- подчеркнул замминистра. -- Но это в любом случае совершенно иной вопрос». По словам г-на Мамедова, Россия и в дальнейшем будет поднимать вопрос о дополнительном финансировании, поскольку бюджет нашей страны не позволяет «достать откуда-то десятки миллионов долларов, чтобы резко нарастить пуски «Союзов». Не исключено, что эти проблемы будут обсуждаться в мае на встрече президентов Владимира Путина и Джорджа Буша в Санкт-Петербурге.
Олег ВОЛКОВ