|
|
N°40, 06 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Минфин возьмет деньги у пенсионеров
На сегодняшнем заседании кабинета министры будут рассматривать внесенный ведомством Алексея Кудрина проект концепции управления госдолгом.
Базируется он на довольно понятных уже всем постулатах. Россия справилась с экономической нестабильностью, доверие главного инвестора -- народа -- вроде бы вернулось к государству, ВВП растет, долги исправно выплачиваются, и внешний долг больше нам не страшен. И поэтому если до сего дня правительство стремилось вообще обойтись без каких-либо заимствований, то теперь наше государство способно совершать и внешние, и внутренние заимствования, правда делая упор на последних. Прогноз Минфина на ближайшие два года по внешним заимствованиям определен в 5--6 млрд долларов, по внутренним -- 7--8 млрд. В принципе желание такой перспективы никогда и не скрывалось руководителями кабинета министров -- в этом пункте у них даже нет разногласий. Другое дело, как поступать с внутренними заимствованиями. Они могут стать эффективными инструментами, если правительство, и в первую очередь его финансовый блок, детально определит, как развивать внутренний финансовый рынок, который после дефолта до сих пор практически не реанимирован.
И вот здесь в минфиновской концепции управления госдолгом возникают некие белые пятна. Во-первых, финансисты не смогли (или не захотели) «объединить» внешний и внутренний государственный долг, на чем давно уже настаивал премьер-министр Михаил Касьянов (многие эксперты также отмечают эффективность именно единой системы управления госдолгом). Во-вторых, перенося акцент с внешних заимствований на внутренние, Минфин придумал только одно новшество -- сделать главным внутренним инвестором пенсионеров. В концепции, предложенной Минфином правительству, новациям про бабушек и дедушек посвящен абзац, выделенный в отличие от всех курсивом, видимо как базовый и особо ценный. В нем говорится: «Расчет возможностей внутреннего рынка сделан из предположений, что средства накопительной пенсионной системы через управляющие компании будут инвестированы в государственные ценные бумаги в сумме, не превышающей 50% их величины, не будет либерализации доступа на рынок нерезидентов, а средства банковской системы будут инвестироваться в рынок госдолга в параметрах сложившихся в 2003 году». То есть по сути отвергнуты нерезиденты и хромающая банковская система. А у Минфина больше ни на что, кроме идеи использовать часть пенсионных накоплений для инвестиций в обеспеченные государством ценные бумаги, не хватило фантазии. По оценкам Минфина, объем привлеченных средств с внутреннего рынка в 2004 году может составить 260 млрд рублей.
Рассчитывая на деньги народа, Минфин решил в своей концепции вспомнить и про потерянные народные капиталы 90-х годов, правда в робкой форме. Эти потерянные в результате многих перестроек средства государство считает своими неоформленными обязательствами. Исходя из этого, Минфин высказался за некое их частичное возмещение. Правда, вместо имеющего хождение во властных институтах законопроекта, по которому народу будет возращено 600 млрд рублей в течение 15 лет (или в среднем по 40 млрд рублей в год), финансисты предлагают другой. С одной стороны, они готовы увеличить эти периодические выплаты на 3--5 млрд рублей, но с другой -- они намерены растянуть процесс на 30 лет и, соответственно, производить эти выплаты только раз в два года. Если учесть, что возраст имевших вклады в госбанках СССР был в 99 случаях из 100 не менее 40 лет, то вряд ли большинство «эсэсэсэровских» вкладчиков успеет получить сколько-нибудь значительную часть компенсации.
Вера КУЗНЕЦОВА