|
|
N°40, 06 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Облака цветной пыли
Демонстрируются в Эрмитаже и по всему Петербургу
В Петербурге открылась выставка «Пастели западноевропейских художников XVI--XIX веков в собрании Эрмитажа». Это, пожалуй, главная часть Европейского фестиваля искусства пастели. Он приурочен к 300-летию города, посвящен памяти венецианки Розальбы Каррьеры и петербурженки Зинаиды Серебряковой и состоит сразу из пяти выставок. Кроме эрмитажной по две экспозиции приготовили Музей истории Санкт-Петербурга и Академия художеств.
«Искусство современной пастели» заняло два музея -- особняк Румянцева на Английской набережной и «Невскую куртину» Петропавловской крепости. Академические выставки также расположены в разных зданиях. «Пастель в Российской академии художеств в прошлом и настоящем» показывается в главном здании на Васильевском острове, другая, «Провинция Кунео в пастелях Петра Чахотина», -- в музее-квартире Исаака Бродского на площади Искусств.
Пастель -- хрупкий состав, состоящий из мела, пигмента и связующего гуммиарабика. Вероятно, впервые столь камерное и редкое искусство добилось такого широко внимания. История взлета и падения пастели -- тема экспозиции, расположенной в Двенадцатиколонном зале Эрмитажа. Все началось с использования цвета в подготовительных рисунках к картинам мастеров XVI века. Чуть позже вошло в моду делать мелками быстрые портреты. (Это и сейчас можно увидеть на наших улицах.) Но непревзойденный уровень пастельного искусства был достигнут Даниэлем Дюмустье и Клодом Мелланом в XVII веке. Расцвет пастели в эпоху рококо в творчестве французских художников, без сомнения, подготовила Розальба Каррьера. Атмосфера полутонов Венеции выражена этим неподражаемым мастером весьма изощренно. На выставке четыре ее работы. Безоговорочно отдаю первенство «Портрету молодой женщины в платье, отороченном мехом горностая». Здесь чувственность и пленительность удалены в тень тонким инструментом человека, знающего рецепты высшей гармонии мельчайших оттенков цвета. Если в начале XVIII века пастель научилась подражать масляной живописи, то в его середине уже живопись подражала пастели. Например, так делал наш Федор Рокотов в своих томных портретах. Другой классический пример, конечно, Франсуа Буше.
Французская революция безжалостно разрушила сентиментальное искусство, которое, правда, продолжало существовать на периферии культуры, как показывают работы Жана Антуана Валера, прекрасно имитировавшего кораблекрушения Жозефа Верне. Русское провинциальное дворянство продолжало любить пастель всю первую четверть XIX века, в чем ему немало помог Иоганн Барду, художник усердный, но не гениальный. В середине XIX века пастель испытала первое возрождение в искусстве салона. Тогда она уже не погружала зрителя в мир полунамеков, а, наоборот, противно своей природе, соревновалась с фотографией в точности изображения натуры. Новый триумф пастель пережила в творчестве импрессионистов. На выставке в Эрмитаже представлены три превосходные работы Дега. Пастелей Зинаиды Серебряковой, русской последовательницы француза, к сожалению, на выставке нет, но и без ее творчества панорама получилась весьма впечатляющей.
Иван ЛУКИН, Санкт-Петербург