|
|
N°40, 06 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мусульманки остались без платков
Верховный суд не стал разбираться в хадисах
Верховный суд России в лице судьи Николая Романенкова поставил точку в истории спора десятка женщин из Татарстана против федерального Министерства внутренних дел насчет требований к фотографии для нового паспорта. Заявительницам отказано в праве фотографироваться в платке, закрывающем волосы и шею, как этого требуют исламские религиозные предписания. Женщины уверены, что этот запрет ущемляет их свободу вероисповедания, а представители власти в свою очередь полагают, что требование женщин угрожает светской основе российского государства. Правда, сегодняшняя победа властей скорее всего будет обжалована сначала в президиуме Верховного суда, а потом и в Европейском суде по правам человека -- и там у мусульманок есть шанс на успех.
«Процесс платков» начался почти год назад в Нижнекамске в связи с кампанией по замене старых паспортов. Примечательно, что часть заявительниц новые паспорта уже получили -- и в них они сфотографированы в платках. Паспортисты, вклеившие в бланки изображения, которые отвечали всем требованиям шариата, руководствовались специальным разъяснением паспортно-визового управления МВД. Но оказалось, что этот документ не прошел регистрацию в Минюсте и потому применяться не мог.
Теперь обладательницам «шариатских» паспортов придется оформлять их заново, а для начала -- сфотографироваться с непокрытой головой, как этого требует инструкция МВД о порядке выдачи паспортов. По мнению адвоката женщин Фарида Загидуллы, это равносильно для них требованию обнажиться перед мастером фотографии, поскольку Коран настрого предписывает женщине закрывать от посторонних мужчин все свое тело за исключением овала лица и кистей рук. Адвокат считает, что это напрямую ущемляет право мусульманских женщин жить в соответствии со своими религиозными убеждениями, а ограничивать эту конституционную свободу можно только законом, а уж никак не ведомственной инструкцией. Закона же о паспортах в России пока нет.
Но убедить судью Романенкова в том, что паспортная фотография без головного убора ущемляют свободу совести, заявительницы и их адвокаты не смогли. Они все время пытались перевести вопрос в плоскость религиозной теории. В самом начале процесса они попросили судью приобщить к делу целый сборник выдержек из священного Корана и хадисов, а в качестве экспертов пригласили известную переводчицу Корана Валерию Порохову и представителя Духовного управления мусульман европейской части России г-на Галиуллина. Г-н Галиуллин долго рассказывал суду, к какому виду грехов ислам относит фотографию без платка, а г-жа Порохова напомнила, что платки были приняты и у русских женщин -- пока власть в стране не захватили безбожники. Сама переводчица Корана о непотребном облике «простоволосой» женщины рассуждала, будучи в шляпке.
Но МВД, Минюст и прокуратура, как нарочно, оказались представлены женщинами без головного убора. Ирина Быченкова от имени МВД заверила заявительниц в своем совершенном почтении к нормам ислама, но напомнила, что Россия -- светское государство. Его предписания обязательны для всех граждан, независимо от религии, разбираться в шариатских понятиях о грехе светская власть не должна, а Коран не может быть важнее Конституции. Эксперт МВД Ирина Черкашина объяснила технический нюанс -- на паспортных фотографиях должны быть видны 14 антропометрических точек, соотношение которых дает возможность максимально точно опознать человека. Платок закрывает часть точек, поэтому фотографироваться в нем на паспорт нельзя. «Но если милиционер увидит фото без платка, а я ношу платок, он сразу потребует его снять! -- возмутилась Фатима Габидуллина. -- Мне сказали, что в Москве в платках не ходят и паспорта проверяют на каждом шагу!» «Заставить вас снять платок никто не имеет права, -- успокоила ее г-жа Черкашина. -- Хоть один милиционер просил вас снять платок?» Тогда смущенные заявители спросили, отчего МВД разрешает женщинам фотографироваться на паспорт с одной прической, а ходить с другой -- перекрашенные волосы, новая стрижка или парик куда сильнее меняют внешность. Эксперты МВД не нашлись что ответить. Кстати, парики помогают решать религиозные проблемы иудейкам, желающим чтить завет и покрывать голову. Для мусульманок такой вариант не подходит: «Платок нужен, чтобы не вводить в соблазн мужчин, не привлекать их внимания, -- говорит Лейсан Гусманова из Башкирии, пришедшая в суд поддержать единоверцев. -- Накладные волосы запрещает носить религия, это еще хуже, чем показывать свои».
Иван СУХОВ, Юрий АЛАЕВ, Казань