|
|
N°39, 05 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ларчик «тыщи мелочей»
XIV Антикварный салон напомнил гримерную театральной примы начала прошлого века
Чеховскую «Чайку» я смотрел, наверное, раз пятнадцать. Признаться честно, чаще всего скучал и зевал. И от нечего делать пытался мысленно представить в подробностях те сюжетные линии и места действия, которые в пьесе лишь подразумеваются, но не показаны. Представить объемно. С фактурными деталями. Обстановочно и эпошисто. «Как меня принимали в Харькове!» -- радуется на сцене Аркадина. А я думаю почему-то о том, как выглядела в театре ее гримерка: закулисье творческих страстей, сердечных тайн, ларчик с «тыщей» милых бытовых мелочей. Реконструировать ее можно на XIV Антикварном салоне, открывшемся аккурат к 8 Марта. Наиболее интересным некоммерческим проектом стал «Светский выход»: костюмы и аксессуары Серебряного века из собрания Павловского дворца-музея. Это настоящий подарок ценителям моды. Фасонов платья столько, сколько могла себе позволить в то время лишь театральная прима. Как рассказывает консультант выставки историк моды Раиса Кирсанова, конструкция платьев типична для стиля модерн. Придает женской фигуре S-образные очертания и сходство с перевернутой лилией.
Количество подаренных приме ювелирных безделок свидетельствовало о круге тайных воздыхателей, настырных поклонников и явных фаворитов актрисы. Безделки хранились в затейливых ящичках и шкафчиках. Сегодня подобные им вещицы рассыпаны по многим стендам салона. Идешь по залу. То тут, то там справа легкомысленно мерцают подвески Фаберже. Слева -- броши Лорие. Томные веера пожаловали из усадьбы «Останкино». Они, понятно, не продаются. Но зато колье, тросточки и каминные гарнитуры можно приобрести по сходной (от 100 тыс. до 1 млн руб.) цене.
Живопись под стать такой чуть-чуть бутафорской роскоши. Картины художников с вихрастыми польскими фамилиями (Семирадский, Крачковский, Ковалевский, Пиратский) написаны лихо, размашисто и блескуче. Они будто бы и не покидали стенды антикварных галерей с прошлой осени, времени проведения Салона №13. Для антикварной ярмарки такая стабильная скука -- символ благополучия и соответствия стандартам рынка.
Теперь о тенденциях. Расширилось количество участников. Их около двухсот. Соответственно, расширилась и хронология. Галерея Fusion впустила, к примеру, в ЦДХ целое стадо китайских терракотовых зверей (верблюдов, слонов) первых веков нашей эры. А половина третьего этажа отдана модной нынче соцреалистической слякотной живописи недавнего прошлого с пионерами, колхозниками и букетами сирени.
Желающие получить полноценные эстетические впечатления могут посетить стенд галереи «Элизиум» с выставкой рисунков Натальи Гончаровой и трех панно Александра Яковлева, сделанных в 1928 году по заказу парижских Домов моды. Магазин «Букинист» на проспекте Мира представил целую коллекцию материалов русского авангарда десятых--тридцатых годов: книги Алексея Крученых, Кирилла Зданевича, фарфор учеников Малевича и т.п.
В рамках салона работает традиционная выставка ReConTec, посвященная технологиям сохранения культурного наследия. Ведущие компании в области реставрации, консервации, реконструкции и музейного дела общаются друг с другом и представляют свои новейшие разработки.
Вчерашний день запомнился прямой трансляцией коллекционного аукциона дома «Гелос», которому в феврале стукнуло 15 лет. На стенде «Гелоса» был расположен монитор, транслирующий презентацию выставляемых на торги предметов. Ставки делались интерактивно, по каналу сотовой связи. Топ-лотом юбилейного аукциона «Гелоса» оказались кабинетные часы середины XIX века английской фирмы J. Smith & Sons (стартовая цена 96 тыс. руб.). Занятно, ведь эти часы тоже вполне могли украшать интерьеры, в которых велась закулисная жизнь чеховской Аркадиной.
Сергей ХАЧАТУРОВ