|
|
N°39, 05 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Завод по уничтожению химоружия продолжает работать
Вчера, едва начавшись, был закончен конфликт вокруг первого российского завода по уничтожению химического оружия в поселке Горный Саратовской области. Вначале пресс-служба Минприроды сообщила, что завод приостанавливает свою работу. Затем последовали опровержения чиновников высокого ранга.
Все началось с того, что в связи с предстоящим в мае этого года вводом в эксплуатацию линии по уничтожению люизита (пока работает только ипритная линия) и, соответственно, увеличением мощности объекта комиссия Минприроды указала администрации объекта на ряд недостатков и рекомендовала в месячный срок выдать предложения по их устранению. «Ряд недостатков», пояснил генеральный директор российского Агентства по боеприпасам Зиновий Пак, заключается в неполном соответствии документации по объекту в Горном действующему законодательству. Кроме того, не приведено в соответствие с требованиями хранилище для иприта, недоработан проект переработки реакционных масс (того, что остается после нейтрализации отравляющих веществ), превышаются нормы загрузки оборудования. Но никаких отступлений от экологических норм, заявил г-н Пак, нет.
Пресс-служба Минприроды расценила рекомендации своего руководства по поводу недостатков как требование приостановить работу объекта. Вчера в аппарате председателя госкомиссии по химическому разоружению Сергея Кириенко усомнились в том, что заявление пресс-службы было согласовано с руководством министерства. Говорить о приостановке завода, считают в госкомиссии, «по меньшей мере не к месту». Тем более что перед сдачей в эксплуатацию завод прошел экспертизы Минздрава, Санэпиднадзора и Минприроды.
Однако дыма без огня не бывает. Противоречия между Минприроды и Агентством по боеприпасам существуют. Для их устранения Зиновий Пак вынужден был вчера встретиться с министром природных ресурсов Виталием Артюховым. Чем закончились переговоры, на момент подписания номера известно не было. Впрочем, окончательно урегулировать разногласия призвано специальное заседание госкомиссии под председательством Сергея Кириенко, которое намечено на 6 марта. Дело в том, что ведомственные препоны могут привести к срыву международных обязательств. Главное из них: уничтожить в первой половине этого года 1% запасов химического оружия -- 400 тонн. В противном случае может быть приостановлена международная помощь в дальнейшем избавлении России от отравляющих веществ и введены экономические санкции, в частности запрет импорта российской химической продукции.
Саратовские экологи протестовали против работы завода еще до его пуска в декабре прошлого года, даже писали президенту страны. Правда, конкретных данных об угрозе жизни населения поселка или вреде природной среде представлено не было. В ответ на очередной протест общественности в прошлую пятницу на заводе в Горном прошло выездное заседание Совета безопасности России. Вывод -- объект соответствует международным стандартам.
На сегодняшний день треть выявленных недостатков устранена, на заводе уничтожено более 200 тонн иприта. Как заявил губернатор Дмитрий Аяцков, завод «работает в полном объеме и ни о какой приостановке хозяйственной деятельности объекта речи не идет». Он подчеркнул, что природоохранное законодательство на объекте не нарушено. По словам г-на Аяцкова, до конца марта поселку Горный будет придан статус закрытого административно-территориального образования (ЗАТО), что предполагает финансирование, в том числе и завода, из федерального бюджета.
За перипетиями в Горном ушел на второй план другой конфликт в этой же сфере. Жители города Щучье Курганской области, где строится второй завод по уничтожению отравляющих веществ, обратились в суд с иском к тому же Агентству по боеприпасам. Истцы утверждают, что из-за уничтожения химснарядов возле их города они страдают различными заболеваниями, и требуют возместить ущерб здоровью -- по 1 миллиону рублей на человека.
Николай ПОРОСКОВ