Вчера очередную акцию по
борьбе с консульской службой посольства США провел Российско-Американский общественный визовый совет (RAPVC). К участию в своем новом выступлении RAPVC привлек председателя Московской Хельсинкской группы Людмилу Алексееву.
Правозащитница с тридцатилетним стажем Алексеева отметила, что с тех времен, когда она начала бороться за гуманитарные ценности в Советском Союзе, ситуация со свободой выезда у нас перевернулась на 180 градусов. «В России права нарушаются практически все, и очень грубо, но что касается права выезда, мы со своим правительством не имеем проблем». Зато обращение американских консульских работников с россиянами, обращающимися за разрешением на въезд в США, Алексеева не смогла квалифицировать иначе как «бесчеловечное» и «антигуманное».
RAPVC со своей стороны представил на суд общественности очередной пример произвола американских консулов в России и распространил очередное воззвание протеста. Примером на этот раз стала судьба активного деятеля RAPVC, члена правления совета Игоря Суздальцева. Суздальцев, по его словам, вел научную работу в Америке, а в августе 2001 года приехал в отпуск в Москву, и здесь консульство отказалось продлить ему визу. С тех пор ученый борется за разрешение хотя бы вывезти из США оставшиеся там вещи и книги.
В соответствующем воззвании RAPVC говорится, что жертвами американского визового произвола с лета 2001 года стали более 60 тыс. россиян. Совет призывает США проявить милосердие к российским ученым, студентам и предпринимателям, имеющим имущество в Америке, и разрешить им въезд до 1 сентября 2003 года, чтобы завершить дела и забрать вещи. Воззвание составлено в исключительно резких выражениях: «консульский фашизм», «агрессивная война против Российской Федерации». Ситуацию с учеными члены совета считают «крупнейшей после второй мировой войны гуманитарной катастрофой». Людмила Алексеева сказала газете «Время новостей», что «предпочитает более осторожные выражения, но не осуждает людей, которые прибегают к таким (резким.
-- Ред.) формулировкам, потому что они оскорблены...» Игорь Суздальцев добавил: «Мы почему еще используем такие формулировки: может, это поможет нам привлечь внимание общественности и родного правительства». Официальные американские структуры, по его словам, полностью игнорируют деятельность RAPVC.