|
|
N°39, 05 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Горные бои морской пехоты
Федеральные силы с недельным опозданием признались в самых крупных в этом году потерях
Самые тяжелые в этом году потери, как только вчера стало известно, понесли федеральные силы в Чечне в ходе ожесточенных боев с сепаратистами, прошедших в Веденском районе еще в конце февраля. По данным штаба Объединенной группировки войск (ОГВ) в Чечне, тогда отряд отдельной Каспийской бригады морской пехоты в труднодоступном горном районе попытался уничтожить хорошо укрепленную базу боевиков. Чем закончилась операция -- разгромом боевиков или отступлением федералов, вчера толком ясно не было. Представители разных штабов и подразделений спецслужб говорили прямо противоположные вещи. Однако итог ее уже известен -- в столкновении с боевиками погибли шесть и были ранены десять морпехов, также был потерян вертолет Ми-8.
По информации штаба ОГВ, 26 февраля два взвода морской пехоты численностью более 50 человек проводили разведку в районе горного села Тазен-Кала (7 км от Ведено). К вечеру бойцы обнаружили в горах хорошо замаскированную базу некого полевого командира Супьяна Гунатова, являющегося, по данным спецслужб, одним из соратников Басаева. Морпехи попытались незаметно окружить лагерь, но внезапного удара не получилось. Дозор боевиков заметил разведчиков, и завязалась перестрелка. Вылилась она в ожесточенное сражение, длившееся с переменным для каждой из сторон успехом более суток.
По версии военных, сначала морпехи под покровом ночи пытались прорваться к базе сепаратистов и уничтожить ее. Однако на рассвете в четверг к группе Гунатова подошло подкрепление, и уже бандиты стали вытеснять пехотинцев в ущелье и окружать их. Командир отряда морской пехоты тогда доложил в штаб о своем положении и запросил помощи. В штабе ОГВ было принято решение срочно эвакуировать весь отряд. В район Тазен-Калы с военной базы в Ханкале было направлено пять вертолетов -- три транспортных Ми-8 и два Ми-24 огневой поддержки.
К вечеру 27 февраля транспорты удачно приземлились на площадку, указанную морпехами, а Ми-24 продолжали барражировать, прикрывая их с воздуха. Когда посадка была закончена и один Ми-8 уже поднялся, по второму, только начинавшему взлет, из леса был открыт огонь из крупнокалиберного пулемета. От нескольких попаданий в бензобак машина загорелась, но пилотировавший машину подполковник Макаров сумел все же посадить вертолет. Находившиеся на его борту 16 бойцов и три члена экипажа покинули разбитую машину и пересели в третий, резервный вертолет, который под прикрытием Ми-24 благополучно взлетел. Уже на следующий день после завершения операции по эвакуации морпехов на совещании в главном штабе ВВС России главком Владимир Михайлов лично выразил экипажу подполковника Макарова благодарность.
Согласно такому изложению событий, сама операция в горах у Тазен-Калы закончилась как бы ничем -- база боевиков достоверно уничтожена не была. Военные рассказывали, что после эвакуации отряда морской пехоты район, где находились боевики, «обработали» артиллерия и ударные вертолеты, но, понятно, проверять их эффективность было уже некому. Хотя еще в понедельник, до того, как стало известно о крупных потерях федеральных сил, представитель штаба контртеррористической операции Илья Шабалкин говорил о событиях у Тазен-Калы, но в совершенно другой интерпретации. По его данным, отряду разведчиков удалось-таки разгромить базу боевиков, уничтожив при этом 25--30 бандитов. Г-н Шабалкин тогда признал, что небольшая группа сепаратистов смогла скрыться от преследования, но заявлял, что потерь среди федеральных сил нет. Занятно, что в Главном штабе ВМФ известие о том, что бойцы отдельной Каспийской бригады понесли потери в Чечне, узнали от корреспондента газеты «Время новостей».
Александр РАСКИН