|
|
N°39, 05 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Всадники» без головы
В Тбилиси умер Джаба Иоселиани
76-летний лидер «Мхедриони» («Всадники») Джаба Иоселиани, литератор и вор в законе, скончался на рассвете 4 марта в клинике Тбилисского медицинского университета, не приходя в сознание после перенесенного в конце февраля инсульта. Больному не помогли ни посещения клиники патриархом Грузии Илией II, ни врачи из Московского института Склифосовского, выписанные Зурабом Церетели для грузинского друга.
Тбилисским таксистам достаточно сказать: «Отвезите меня к дому Джабы», не назвав дополнительно ни фамилии, ни адреса. Иоселиани, который почти тридцать лет провел на нарах, говорил, что привилегированное место «у форточки» ему гарантировано пожизненно. С его легкой руки в начале 90-х Грузия перешла от советских законов к воровским традициям. Джабу называли «серым кардиналом». До 1995 года он, опираясь на многотысячный отряд прошедших гражданскую войну в Тбилиси и конфликт в Абхазии мхедрионцев, был фактическим правителем Грузии.
Эдуард Шеварднадзе, который своим возвращением в 1992 году обязан именно Джабе Иоселиани и проживающему сейчас в Москве командующему национальной гвардией Тенгизу Китовани (они свергли бывшего президента Звиада Гамсахурдиа), выбрал момент, когда общество не желало мириться с анархией, и отправил Иоселиани за решетку, проигнорировав депутатский иммунитет, которым в ту пору обладал Джаба. После продолжительного процесса в 1998 году Джабу Иоселиани осудили на 11 лет -- за покушение на главу государства и другие злодеяния. «Мхедриони» объявили вне закона, многие бойцы покинули страну, многие угодили на нары. В тюрьме Иоселиани вернулся к литературной деятельности. Его книга «Три измерения» о роковых для Грузии 90-х была издана не только в Тбилиси, но и в Москве.
В 2001 году Шеварднадзе Джабу амнистировал. Он больше не был опасен. Время «Мхедриони» ушло. Джаба попытался вернуться в политику, но к этому времени оппозицию с автоматами сменила оппозиция с западными дипломами. Он проиграл парламентские выборы бывшему министру юстиции Михаилу Саакашвили.
«Сам Джаба измениться не мог, но изменилось время. Поэтому его воспринимали уже как архаичное явление, как призрак из прошлого, который вызывает содрогание», -- сказал газете «Время новостей» политолог Ивлиан Хаиндрава. «Уйдет ли также в политическое небытие Эдуард Шеварднадзе после 2005 года, когда истекут его президентские полномочия, зависит от того, кто сменит его и насколько будет преемник лоялен по отношению к нему и окружению, -- говорит г-н Хаиндрава. -- Я допускаю возможность, что Шеварднадзе покинет Грузию, впрочем, это маловероятно».
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси