|
|
N°38, 04 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Новый тренер под видом фотографа
Дмитрий Питерман рьяно взялся за «Расинг»
За всю свою 90-летнюю историю «Расинг», базирующийся в городе с населением в двести с небольшим тысяч жителей, никогда еще не привлекал к себе такого пристального внимания. И будучи до недавней поры одним из самых малобюджетных клубов Испании, прежде не строил грандиозных планов. Все потому, что у «Расинга» никогда не было такого президента.
Дмитрий Питерман ворвался в относительно замкнутый и тихий мирок испанской лиги, размеренность жизни которой лишь изредка нарушалась президентом «Атлетико» Хесусом Хилем, вроде бы совершенно неожиданно. Но это только на первый взгляд. В действительности он уже давно готовился к своему марш-броску, являясь на протяжении последних двух лет владельцем клуба третьего дивизиона «Паламос». И как только появилась возможность приобрести небольшой «кусочек» прозябающего внизу турнирной таблицы «Расинга», Питерман отбросил в сторону все сомнения и приступил к решительным действиям. 18 января 2003 года 39-летний бизнесмен, выходец из Одессы, имеющий американский паспорт, стал обладателем наибольшего пакета акций (24,6%) «Расинга» и автоматически занял кресло президента. Его первые стремительные шаги на этом посту настолько не вписывались в «общепринятые» рамки, что шокировали общественность не только провинции Кантабрия, но и всей Испании.
Сначала Питерман, поблагодарив за проделанную работу главного тренера «Расинга» Мануэля Пресьядо, отправил его в отставку вместе со всеми помощниками и ассистентами. Несколько дней спустя он перевез в Сантандер четырех футболистов «Паламоса», а вслед за ними и Хесуса Гомеса Коса, наставника этой команды. Но главным тренером Питерман назначил не его, а... себя, повергнув практически всех сторонних наблюдателей в состояние легкого ступора. За примерами, когда тренер приходил к власти в клубе, далеко ходить не надо, но такая «рокировка» была из ряда вон выходящим событием.
Вот тут-то и начались проблемы новоиспеченного президента-тренера: ПФЛ Испании запретила ему находиться на скамейке запасных ввиду отсутствия тренерской лицензии, и ему пришлось аккредитоваться фотографом от сайта «Расинга». В итоге он отдавал указания из-за боковой линии посредством звонков по мобильному Косу, а тот уже доносил их до игроков. Возмущению Питермана такой «дискриминацией» не было предела: «У Круиффа тоже отсутствовала эта нелепая бумажка, однако это не помешало ему выиграть все, что только можно».
Правда, в отличие от Круиффа, футбольная карьера Питермана закончилась не успев начаться. В детстве он играл за команду одного из районов Одессы и даже стал в ее составе лучшим бомбардиром городского первенства. Но в 14-летнем возрасте Дмитрий эмигрировал с родителями в США, где этот вид спорта находился в глубокой коме. Там он выучился на архитектора в университете Беркли, и, защитив диссертацию, перебрался в Израиль, где провел четыре года, активно занимаясь тройными прыжками. Это получалось у него весьма и весьма неплохо. Достаточно сказать, что в феврале 1992 года он установил национальный рекорд для закрытых помещений и был в шаге от того, чтобы попасть в заявку для участия в барселонской Олимпиаде.
Первые два матча при Питермане (против «Осасуны» и «Вальядолида») «Расинг» проиграл, причем в выездном матче в Памплоне он использовал тактическую схему с четырьмя (!) нападающими, которая давно уже не применяется. Реакция прессы на действия одессита была крайне негативной; местные журналисты выплеснули на «незваного гостя» весь свой запас иронии и сарказма. Но стоило «Расингу» начать выигрывать (3 победы подряд с общим счетом 7:0), как они постепенно сменили высокомерный тон на заискивающий. Почувствовав себя хозяином положения, изменил свое отношение к СМИ и Питерман, запретивший появляться в расположении клуба шефу спортивного отдела кантабрийского филиала радиостанции СОРЕ Вальтеру Гарсия. И как ни кричал Гарсия, до этого откровенно насмехавшийся над «пришельцем», о его «фашистских замашках», это решение было окончательным и получило поддержку всей команды.
За полтора месяца, что Питерман находится у руля, футболисты «Расинга» уже свыклись с мыслью, что им придется подчиняться этому человеку с волевым лицом и властными манерами. Впрочем, жаловаться подопечным Питермана пока не на что. Президент рулит «по понятиям»: установил строгие, но не ущемляющие человеческого достоинства правила, лично проводит тренировки (на траве и на песке), занимаясь наравне со всеми, за успехи гарантирует поощрение (300 тыс. евро на команду за каждую победу), а за неудачи -- наказание (коллективный штраф в размере тех же 300 тысяч). И при этом обещает вывести «Расинг» если не в Лигу чемпионов, то в еврокубковую «зону» точно.
Не скрывают раздражения и негодования только испанские тренеры, почти каждый из которых считает своим долгом заявить о «профнепригодности» Питермана. Для того чтобы заставить их замолчать, Питерману и его «Расингу» остается только одно -- побеждать, побеждать и побеждать.
Андрей СКВОРЦОВ