Время новостей
     N°38, 04 марта 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.03.2003
Жертва борьбы с диабетом
Бывший глава «Росинсулина» вновь объявлен в розыск
Суд Майкопа вчера объявил в федеральный розыск Николая Анистратенко -- бывшего генерального директора АО «Российский инсулин». Руководство этой компании, по версии Следственного комитета (СК) при МВД РФ, откровенно расхитило миллионы долларов, выделенные на строительство первого в России инсулинового завода. В июне прошлого года участники аферы неожиданно были оправданы горсудом Майкопа, но это решение отменил Верховный суд Адыгеи, отправив дело на новое рассмотрение. На повторный процесс г-н Анистратенко не явился, и его объявили в розыск.

Как утверждают в СК, еще в 1992 году глава Научно-производственного объединения Центра новых медицинских и специальных технологий (ЦНМиСТ) Николай Анистратенко обратился к президенту Адыгеи Аслану Джаримову с предложением создать под Майкопом первый в России завод по производству инсулина. Вопрос шел об огромных прибылях для республиканского бюджета (сейчас государство тратит 90 млн долларов в год на покупку инсулина за границей), поэтому идея г-ну Джаримову понравилась. Он обсудил проект с тогдашними руководителями федерального правительства -- Виктором Черномырдиным, Яковом Уринсоном, Эдуардом Нечаевым, Александром Шохиным, Олегом Лобовым, -- и они его одобрили. Более того, власти решили выделить ЦНМиСТ (позже оно было переименовано в АО «Российский инсулин») в общей сложности 20,4 млрд рублей.

Г-н Анистратенко уехал на переговоры по этому проекту за границу, где познакомился с итальянским коммерсантом Эннио Паскуино. По возвращении гендиректор «Росинсулина» представил правительству договор о том, что он приобретает у монакской фирмы Setex SAM документацию по производству бычьего инсулина, и попросил перечислить на это 415 тыс. долларов в банк Credit Foncier De Monaco. Как позже выяснили следователи, руководил Setex SAM как раз Эннио Паскуино, а сделка была фикцией. На самом деле все бумаги российской стороне абсолютно бесплатно передала польская фирма «Польфа».

В 1995 году «Росинсулин» объявил государству, что договорился о закупке у лихтенштейнского предприятия General Precision AG механизма по выработке самого дорогого вида инсулина -- свиного. За это Анистратенко затребовал 7 млн долларов, которые вскоре были переведены. Однако, по данным СК, принадлежало General Precision AG все тому же Паскуино, а документация на самом деле была приобретена опять у поляков всего за 200 тыс. долларов. Позже, в 1996 году, г-н Анистратенко подал в Минэкономики бизнес-план создания под Майкопом цеха по производству 26 млн флаконов инсулина в год и попросил под это кредит в 41 млрд рублей. Как считают следователи, этот проект был тоже липой и составлен с грубейшими нарушениями. Несмотря на это, «Росинсулину» начали выделять новые деньги, которые шли все тому же General Precision AG под предлогом закупки аппаратуры для выработки инсулина. Взамен, по данным СК, в Россию поступил дешевый конвейер по производству коробок для обуви. На месте же, где должны были построить цех, до сих пор красуется только несколько железных каркасов.

В 1999 году г-ну Анистратенко и другим директорам и менеджерам «Росинсулина» -- Александру Нартову, Владимиру Шмелеву, Николаю Петелину, Зиноне Дыбайло, Евгению Белых -- были предъявлены официальные обвинения. Прошлым летом суд Майкопа всех их со скандалом оправдал. Позже ВС Адыгеи отменил приговор в отношении Анистратенко и Нартова, отправив дело на новое рассмотрение в Майкопский суд. Однако на все заседания экс-глава «Росинсулина» не являлся. Вначале он присылал телеграммы, что не может прибыть, а потом вообще перестал что-либо объяснять. Поэтому вчера во время очередного слушания судья постановил: изменить меру пресечения г-ну Анистратенко с подписки о невыезде на арест, а самого его объявить в розыск. Стоит отметить, что недавно прокуратура Адыгеи заочно предъявила г-ну Анистратенко обвинение уже по новому делу, не связанному с «Росинсулином». На этот раз ему инкриминируют невозврат крупного долга.

Александр ШВАРЕВ