|
|
N°38, 04 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Итоги недели
Андрей Вавилов, сенатор, научный руководитель Института финансовых исследований, бывший первый замминистра финансов РФ:
Пакет законопроектов по реформе местного самоуправления, внесенный недавно в Госдуму, представлялся заместителем главы администрации президента Козаком. Похоже, что реформа, начатая «сверху», получила неожиданную и сильную поддержку «снизу». Заметным событием минувшей недели стала всероссийская акция протеста профсоюзов работников непроизводственной сферы против новой системы оплаты труда бюджетников. И состоялась акция отнюдь не из-за того, что профсоюзы «не разобрались» в преимуществах отраслевой системы оплаты труда, как это пытались представить со стороны Минтруда. На самом деле проблема гораздо глубже. На Горбатом мосту у Дома правительства врачи, учителя и другие бюджетники протестовали против переноса основной тяжести обязательств и ответственности по оплате труда на региональный и местный уровень власти, где часто не находится ресурсов даже на выполнение текущих обязательств. Правительство же сегодня озабочено не поиском новых методов решения назревших проблем до того, как они выплеснутся на Горбатый мост, а консервацией текущего состояния -- стабильностью федерального бюджета, выплатой долгов и дальнейшим наращиванием финрезерва. Кстати, этот самый финрезерв образовался, в частности, за счет поступления в федеральный бюджет налогов от сверхдоходов нефтяного сектора. На местные же и региональные бюджеты нагрузка только усиливается, и к тому же добавляется неуверенность в возмещении выпадающих в ходе реформы МСУ налоговых поступлений, то есть даже того, что уже есть. Хотя сама по себе реформа МСУ изначально предполагает создание стабильной финансовой базы местных и региональных бюджетов. Несмотря на то что сама по себе акция протеста является скорее политическим явлением, она иллюстрирует основную проблему, связанную с реализацией реформы МСУ, тесно связанной с проводимой сегодня реформой межбюджетных отношений. Общий принцип реформирования в этой сфере состоит в том, чтобы, с одной стороны, разграничить расходные полномочия между уровнями власти, а с другой -- в соответствии с делегированными расходами разделить и источники доходов. Иными словами, в идеале планируется сделать так, чтобы за определенный вид общественных услуг отвечал один конкретный уровень власти, имеющий достаточно финансовых ресурсов для надлежащего выполнения своих обязательств. Этот же принцип, по сути, положен и в основу новой системы оплаты труда бюджетников, против которой активно выступили профсоюзы. В обоих случаях идеи представляются вполне здравыми, вопрос, как всегда, в реализации благих намерений. Пока работа по разграничению расходных полномочий значительно опережает распределение доходных источников. На самом деле для решения этих проблем правительству было достаточно своевременно просчитать и разъяснить финансовые перспективы предлагаемых преобразований для каждой из заинтересованных сторон, коль скоро правительственные чиновники заявляют, что вопрос достаточности финансирования просчитан.
В этой связи хочу отметить еще одно событие прошедшей недели -- планировавшееся и не состоявшееся обсуждение на заседании правительства реформы налогообложения. Ожидалось, что на этом заседании будет рассмотрен концептуальный вопрос о налоговой реформе и снижении фискальной нагрузки на экономику, но в итоге кабинет министров ограничился рассмотрением пакета законопроектов по имущественному налогообложению, которые, напротив, предполагают увеличение налогового бремени. Проводимая в настоящее время налоговая реформа существенно затрагивает местные и региональные бюджеты. По оценкам Минфина, только отмена налога с продаж с 2004 года приведет к снижению доходов бюджетов субъектов РФ на 70--80 млрд руб. Само по себе снижение налогов необходимо для стимулирования экономического роста, и в идеале потери субъектов должны компенсироваться за счет трансфертов из федерального бюджета. Именно федеральный бюджет имеет множество альтернативных источников покрытия финансового разрыва, включая финрезерв и новые заимствования. Однако вместо этого правительство предлагает повысить нагрузку по имущественным налогам, и так находящимся в ведении местных и региональных властей, почти на 50 млрд руб., тем самым минимизируя потребность в помощи федерального бюджета. В результате вместо реальной налоговой либерализации происходит замена одного налога другим, причем опять увеличивается нагрузка на региональные и местные бюджеты. В такой ситуации устойчивость федерального бюджета фактически основывается на неустойчивости региональных и местных бюджетов. И до тех пор пока сохраняется такое положение вещей, люди будут выходить на улицы после очередных новаций, затрагивающих межбюджетные отношения.
Записала Ольга КОЛЕВА