Время новостей
     N°38, 04 марта 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.03.2003
«Мы не собираемся умирать молча»
Завтра в Дохе, столице Катара, состоится саммит Организации Исламская конференция. О подготовке к этому событию обозреватель газеты «Время новостей» Елена СУПОНИНА в Куала-Лумпуре попросила рассказать министра иностранных дел крупного мусульманского государства Малайзии господина Саида ХАМИДА АЛБАРА.

-- Правда ли, что лидеры мусульманских стран обсудят использование нефтяных рычагов давления на США, чтобы остановить войну в Персидском заливе?

-- На днях этот вопрос обсуждался на неформальной встрече лидеров мусульманских стран в Куала-Лумпуре. Наш премьер Махатхир высказался за продолжение диалога по этому вопросу. Около 45% процентов мировых запасов нефти находится в мусульманском регионе, и мусульмане могли бы более разумно этим пользоваться. Однако такого рода эмбарго вызовет шок во всем мире, могут пострадать и бедные страны, чего нам не хотелось бы.

-- В Малайзии есть своя нефть. Тем не менее вы ее закупаете.

-- Мы используем в качестве топлива не только нефть, но еще газ и уголь. Так что мы подготовились к всплеску цен. Наше нефтяное производство невелико -- 700 тысяч баррелей в день. Из них мы оставляем на собственное потребление около 150 тысяч баррелей. За рубежом мы закупаем нефть более дешевую и более низкого качества, чем наша. Собственную нефть продаем, так как она очень ценится на рынках. На наш взгляд, высокие цены на нефть продержатся недолго, потому что если война все-таки, не дай Бог, случится, то Саудовская Аравия в течение нескольких дней восполнит недостающие объемы.

-- Тема саммита в Катаре -- угроза, стоящая перед исламским миром. Что это за угроза?

-- После событий 11 сентября в Нью-Йорке мусульмане по всему миру стали ощущать разного рода давление. Народ в мусульманских странах очень недоволен политикой США, Великобритании и присоединившейся к ним Австралии. Британцы несут ответственность за создание государства Израиль на Ближнем Востоке и должны способствовать решению проблемы Палестины. Возмущают мусульман и двойные стандарты: против Израиля, где, как подозревают, есть оружие массового поражения, американцы не выступают. Даже против Северной Кореи они ничего всерьез не предпринимают, потому что опасаются корейской военной мощи. А вот Ирак почти безоружен, поэтому американцы готовы спокойно на него обрушиться, потому что их цель -- не оружие массового поражения, а смена режима.

-- Почему Малайзия, которая сейчас председательствует в Движении неприсоединения, не направит в Багдад делегацию во главе с премьером Махатхиром, чтобы убедиться в отсутствии оружия массового поражения? Ведь иракцы попросили вас об этом?

-- В Багдаде работают международные инспекторы по разоружению. А мы и так знаем, что в Ираке нет оружия массового поражения. Если бы оно у иракцев было, то американцы бы сейчас не собирались с ними воевать.

-- Почему Малайзия не предоставит семье Саддама Хусейна политическое убежище на случай войны?

-- Потому что мы еще надеемся, что войну можно предотвратить. К тому же такие вопросы должны решать арабские страны. Эмираты, например, предложили Саддаму убежище, но президент Ирака никогда не примет такое предложение. Он хочет умереть в своей стране.

-- Говорят, американцы недовольны независимой политической линией Малайзии. Не под их ли давлением Махатхир покинет в октябре свой пост?

-- Премьер Махатхир принял решение совершенно самостоятельно. Он находится у власти уже более двадцати лет -- с 1981 года. В октябре, по решению нашей правящей партии, его сменит нынешний заместитель Абдулла Бадави. США -- это единственная супердержава, этакий суперполисмен. Но это не означает, что мы должны с ними во всем соглашаться. У нас с Америкой очень хорошие двусторонние отношения, мы развиваем торговлю, проводим совместные военные учения.

-- Могут ли в Малайзии появиться американские военные базы?

-- Нет, никогда. Мы против присутствия иностранных войск на нашей земле.

-- Почему у Сингапура, а особенно у Индонезии, гораздо больше проблем с экстремистами, чем у Малайзии?

-- Потому что не все решается силой. Мы уделяем много внимания воспитанию и образованию. Мы тут же реагируем на все подозрительные связи с радикалами, быстро арестовываем немногих экстремистов. На наш взгляд, Индонезия недостаточно эффективно борется с этим явлением. Но в последнее время в нашем регионе налажено плодотворное сотрудничество между службами безопасности Малайзии, Сингапура, Индонезии, Филиппин.

-- И в то же время в Малайзии живет семья Аслана Масхадова, которого Москва называет террористом?

-- Это неправда, здесь нет семьи Масхадова. Его близкие были здесь короткое время, причем в Москве об этом знали. Мы считаем, что чеченская проблема должна решаться путем переговоров с Москвой, а не террористическими актами, которые мы решительно осуждаем.

-- Будет ли Малайзия покупать у России истребители Су-30?

-- Нам поступают предложения от США и от Великобритании. Мы, наверное, единственная страна в регионе, которая использует в армии российские МиГ-29. По «Сухим» решения пока еще нет.

-- И все же, не кажется ли вам, что противники войны в Ираке не делают ничего конкретного, а только разговаривают?

-- Разговоры -- это очень важно. Надо как можно больше говорить о своей позиции. На этом строится вся международная дипломатия. Если мы перестанем разговаривать, то умрем в гробовой тишине. Мы не собираемся умирать молча.

Беседовала Елена СУПОНИНА