|
|
N°165, 13 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Суд власти
Введение в России административных судов вызывает активную критику
В ближайшее время Госдуме предстоит рассмотреть проект федерального конституционного закона «О федеральных административных судах в РФ», который предполагает создание совершенно новой судебной ветви. К компетенции новых судов будут относиться все споры между гражданами и чиновниками, конфликты между самими чиновниками, дела о государственной тайне, выборах и многие другие. Кроме того, им будет подведомственна проверка законности нормативных актов.
«Не секрет, что судьи зачастую ощущают давление со стороны местных властей, особенно по делам, относящимся к категории административных, -- комментирует смысл проекта помощник председателя Верховного суда Владимир Бобренев. -- Поэтому и необходимо создание специальных судов, основанных на принципе экстерриториальности». Юрисдикция административных судов низового звена (примерно 600--700 судов) будет охватывать несколько районов. Их решения будут обжаловаться в суды субъектов федерации, а затем -- в окружные (пока предполагается создать 21 окружной суд), каждому из которых будет подсудно уже несколько субъектов федерации. Высшей инстанцией будет Верховный суд. По мнению г-на Бобренева, таким образом судьи будут изолированы от местных властей.
Принципиально не возражая против создания административных судов, которые существуют во многих странах, ряд юристов и правозащитников относится к проекту настороженно. «Лично я опасаюсь, что отправление правосудия узким кругом специально отобранных судей фактически может свестись к репрессиям», -- заявил депутат Сергей Ковалев. А судья Сергей Пашин считает, что новые суды могут вскоре подпасть под влияние полномочных представителей президента в образованных недавно округах. «Они будут играть роль исполнителя политических решений Кремля, -- сказал он. -- В итоге сформируется совершенно новая когорта, обслуживающая власть. По крайней мере председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев утверждает, что новая структура не будет сталкиваться с типичной для российской юстиции проблемой недофинансирования». Действительно, предполагается, что годовой бюджет административных судов составит 150 миллионов рублей, а затраты на инфраструктуру -- до 1,5 миллиардов рублей.
Критике подвергался и сам проект. По мнению экспертов, компетенция новой инстанции прописана нечетко, а потому неизбежно будут возникать вопросы, какому суду будут подведомственны конкретные споры -- гражданскому, арбитражному или административному. В итоге же может сложиться ситуация, когда дела просто будут курсировать между различными судами без рассмотрения.
Уже с начала следующего года предлагается приступить к созданию необходимой инфраструктуры. Но очевидно, что путь законопроекта через парламент будет тернист. Тем более что это -- федеральный конституционный закон, а значит, для его принятия необходимо две трети депутатских голосов и три четверти сенаторских. При этом Совет Федерации, скорее всего, сделает все для того, чтобы завернуть проект или максимально изменить его. Окончательная потеря контроля над судебной машиной, которая к тому же может развернуться против сенаторов, уж точно не входит в их планы.
Филипп СТЕРКИН