|
|
N°37, 03 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Мы сказали российским коллегам, где сейчас Руслан Гелаев»
Председатель госдепартамента по охране границы Грузии генерал-лейтенант Валерий ЧХЕИДЗЕ ответил на вопросы собственного корреспондента нашей газеты в Тбилиси Михаила ВИГНАНСКОГО.
-- Говорят, чеченские боевики недавно прислали вам «черную метку» из-за того, что граница постепенно становится непрозрачной?
-- Было такое. Пришлось даже принимать необходимые меры безопасности, в том числе в отношении моей семьи. Прежде мы не могли что-то реализовывать в силу объективных причин. Когда стали перекрывать боевикам кислород, начались угрозы.
-- По данным ФПС, в Панкиси, вблизи российской границы, по-прежнему есть лагеря чеченских боевиков.
-- Пусть нам дадут точные данные, мы с удовольствием их проверим. У нас самих таких сведений нет. Кстати, когда узнали о точном местонахождении Руслана Гелаева, то сообщили об этом российским коллегам.
-- И где он сейчас?
-- Под Грозным. Есть конкретная информация: до июня он собирается осуществить вояж в Грузию. Перепроверяем, через какие участки может пойти, потом передадим российским коллегам.
-- А когда он со своим отрядом уходил в прошлом году из Грузии, вы это видели?
-- Когда меня об этом спрашивают коллеги из ФПС, я отвечаю вопросом на вопрос: а когда гелаевцы к нам шли, вы это видели?
-- Ситуация на границе между Россией и Грузией столь важна, что ее постоянно держат на контроле президенты двух стран.
-- Сейчас в Каспийске проводятся командно-штабные учения пограничников России, Грузии и Азербайджана. Это первый этап. Дальше -- договоримся об обмене информацией на уровне начальников застав, параллельных нарядах. Переходить границу нельзя, будем работать по вероятным маршрутам отхода боевиков, перекрывая их.
От взаимных обид пора переходить к реальному сотрудничеству. Я тоже могу обижаться: почему ФПС открывает КПП там, где это не предусмотрено нашими двусторонними соглашениями -- на абхазском и югоосетинском участках?
-- Насчет Абхазии -- как вы собираетесь осуществлять блокаду с моря? Об этом столько сейчас говорят.
-- Мы уже через МИД разослали предложения: если судно идет в сухумский или очамчирский порты, то сначала на рейде в акватории Поти его досмотрят наши пограничники и таможенники. Никаких морских боев не будет. Если груз гуманитарный -- никаких вопросов. Мы никого не собираемся блокировать. Но почему сейчас суда идут в Абхазию украдкой? Значит, капитаны боятся. Там или контрабанда, или оружие, боевики, мы это тоже допускаем. Недавно остановили турецкое судно, вышедшее из Абхазии, -- а там мигранты из третьих стран.
-- На чеченском, ингушском и дагестанском участках границы осуществляют мониторинг наблюдатели ОБСЕ. У Москвы к ним претензии -- почему они не видят боевиков?
-- В миссии ОБСЕ пять представителей России, трое из них -- офицеры погранвойск. Если есть претензии, то это в первую очередь к ним.
-- Американские советники готовят грузинские контртеррористические подразделения. Вам они тоже помогают?
-- Да, подготовят несколько взводов оперативного резерва, чтобы закрыть проблемные участки. Первая группа уже там, на границе.
-- Грузия становится транзитной страной. Но ведь это не только нефть или газ, но и транзит ядерных материалов, наркотиков, мигранты...
-- Для Европы Грузия -- первый барьер. Это наши партнеры понимают и помогают. В нынешнем году финансовая помощь США для усиления погранконтроля в Грузии составит примерно 14 млн долларов. Такую помощь мы получаем с 1997 года. Россияне тоже обещали помочь, но ничего так и не передали.
-- Россия в 2000 году ввела визовой режим с Грузией, чтобы предотвратить проникновение террористов.
-- Это был просто рычаг давления на Грузию. Как можно вводить визовой режим и оставлять окна для Абхазии и Южной Осетии? У нас есть неопровержимые данные, что часть чеченских боевиков и моджахедов, несколько десятков террористов, попали в Панкиси через Цхинвальский регион. Передвижение есть и через грузино-азербайджанскую границу. Можно и легально попасть в Грузию, как тот японский наемник, которого потом взяли с боевиками. В паспорте не написано, что он террорист из «Аль-Каиды».
-- И последнее. Говорят, что пограничники получают переносные зенитно-ракетные комплексы, чтобы сбивать российские самолеты-нарушители.
-- Это не наши функции. Да и против я, чтобы сбивать. Нарушать не надо границу.
Фотоматералы и дневниковые записи японского репортера Косукэ Цунеоки, единственного журналиста, сопровождавшего отряд чеченского полевого командира Руслана Гелаева во время рейда из Панкиси в Кодорское ушелье Абхазии в 2001 году, опубликовала тбилисская газета «24 часа». Как утверждает журналист, отряд Гелаева передвигался на грузинских армейских грузовиках в сопровождении проводников-грузин. По сведениям г-на Цунеоки, гелаевцам была обещана помощь оружием и продовольствием, если они проникнут в Абхазию. После неудачного рейда -- боевики столкнулись в Кодори с ожесточенным сопротивлением абхазской армии -- Гелаев и его бойцы вернулись в Панкиси. Журналист также вернулся вместе с ними. Косукэ Цунеоки утверждает, что в Панкиси находилось до 600 гелаевцев. Наиболее боеспособной была группа Армана Бараева. Журналист присутствовал в Панкиси на учебных занятиях боевиков, готовившихся воевать в Чечне против российских военных.
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси