Время новостей
     N°37, 03 марта 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.03.2003
Тень Путина
Весна 2003 года для партийной жизни России является решающей и в определенной степени судьбоносной. Именно сейчас выясняются стартовые позиции предвыборной гонки. Посмотрим непредвзято на то состояние, в котором находится партия власти -- «Единая Россия».

Первое, что представляется на сегодня очевидным: эта партия будет главной и единственной ставкой Кремля. Если несколько месяцев назад еще можно было строить предположения: а не готовит ли Кремль партию-дублера (например, в виде Партии жизни, Народной партии или нашей «Евразии»), а не переменит ли первое лицо свои симпатии в последний момент, а не дистанцируется ли Путин от этого проекта, и более того, а не рухнет ли эта (откровенно говоря, довольно шаткая) конструкция, -- сегодня эти вопросы всерьез никто из компетентных наблюдателей не ставит. Всем стало очевидно: «путинское большинство» (термин Глеба Павловского) однозначно ассоциируется именно с «Единой Россией», будет запрессовываться в нее, и сама партия получила декрет на его тщательное собирание.

«Единая Россия» как партия самостоятельно значит довольно мало. Все попытки нагрузить ее автономной стратегией, умом, содержанием явно не удались. Она имеет смысл только как «тень Путина», как политико-партийный инструмент для аккумуляции симпатий населения к президенту. Власти нужна партия. Путину нужна партия. Сама партия не показывает признаки жизнеспособности. Но симпатии к Путину -- устойчивы и постоянны. Следовательно, в критический предвыборный момент принимается решение: пусть «Единая Россия» и будет «партией симпатизирующих Путину», если ничем иным она быть не может.

После этого были долгие интриги по борьбе беспаловцев с грызловцами за контроль над аппаратом -- в питерских выборах это привело к форменному безобразию. Последней по счету попыткой переворота было поползновение «интеллектуализации» партии за счет Серафимовского клуба, куда наряду с ярким ультрапатриотом и фанатом отечественной оборонки Михаилом Леонтьевым запрессовали похожего на бородатую Новодворскую Максима Соколова, либерального телеведущего Радзиховского и кинорежиссера Балабанова, снявшего фильм про «Уродов и людей». Из этой гремучей смеси и составился Серафимовский клуб на потеху экспертному сообществу и на ярость мэру Москвы Лужкову, который, будучи сегодня активистом «Единой России», серьезно пострадал именно от этой язвительной публики на предшествующем электоральном цикле. А после того, как в партию «Единая Россия» торжественно вступил Александр Буйнов, процесс интеллектуализации логически завершился.

Итак, у бедной «Единой России» в канун выборов не осталось практически ничего, кроме самого главного -- популярного великолепного ироничного президента Владимира Владимировича Путина (и административного ресурса).

Рискуя выпасть из стройного хора насмешников над «Единой Россией», я хочу сказать, что у этой партии сегодня есть самое главное, и положение ее относительно стабильно, устойчиво и перспективно. Чтобы продержаться сегодня в этом состоянии, ей остается сделать совсем не многое -- угадать и точно воспроизвести исторический вектор путинского правления и превратить свои минусы в свои плюсы. Остановимся на этом чуть подробнее.

«Единая Россия» -- партия без харизматического вождя. Но это и замечательно. У партии Путина не должно быть харизматического вождя, кроме него самого; всем ясно, что во главе «Единой России» стоит местоблюститель, и чем он незаметнее и бледнее, тем адекватнее и вызывает больше доверия. Так как народ симпатизирует только Путину, то ему будет легче, если во главе партии Путина номинально стоит фигура без лица.

«Единая Россия» -- партия без идеологии. Тоже замечательно, любая идеологизация (как правая, так и левая) лишь сузит симпатии населения. Если же не провозглашать никакой идеологии и просто молчаливо и самоуверенно намекать на «фигуру вождя», то каждый распознает в такой партии то, что хочет в ней увидеть.

«Единая Россия» вынуждена поддерживать непопулярное либеральное правительство. Да, вынуждена, но чем нелепей она будет это делать, чем противоречивей и ироничней будут заявления ее вождей -- от прямой апологии до яростной критики, тем спокойней будет избирателю; будут удовлетворены ожидания и протестного, и конформистского электората.

Главный минус «Единой России» в том, что ее позиции невнятны, противоречивы, конъюнктурны, подчас абсурдны. Но это генетическое качество, от которого вообще едва ли можно избавиться, а избавиться до выборов абсолютно невозможно и, более того, смертельно опасно. «Единая Россия» должна сделать лишь один авангардный шаг: сказать самой себе «да», не стесняться собственного «своеобразия», не бежать от своих противоречий и недоразумений, но взять их в качестве триумфальной программы. В принципе так действует любая партия власти, она обречена быть нечленораздельной и чиновничьей. Но у «Единой России» есть важнейший козырь, которого не было ни у кого до нее: Владимир Владимирович Путин. А это не просто власть, не просто административный ресурс, не просто воля Кремля. Путин фантастически популярен за счет удивительной своевременности своей личности. В нем есть все, что требуется сегодня россиянину, -- всего понемногу. Он жесток и демократичен, он молод и имеет опыт, он резок по форме и мягок по содержанию (иногда наоборот, мягок по форме и жесток по содержанию), он любит черный юмор и вместе с тем застенчив, он едва скрывает внутреннюю агрессивность, но внешне это никак не заметно, он протягивает руки и Западу и Востоку, но они оказываются протезами, Путина невозможно расшифровать, так как он всё во всём... Путин играет с противоположностями, как играет с ними -- запойно и пристрастно, много-много веков -- сам русский народ -- такой же ироничный, скрытный, ненавязчивый и волевой, такой же ускользающий от определений, такой же неброский, но со скрытым чувством бесконечного веселого и трагичного одновременно величия.

И правая, и левая, и умная, и слишком глупая, и харизматическая, и массовая партия были бы Путину не очень нужны -- такие партии могут существовать и без Путина, и без административного ресурса, и без кремлевской поддержки. Пожалуйста, левые у нас есть, есть и правые, есть клоуны-харизматики, есть скучные резонеры-идеологи. И если народ захочет, он отдаст свой голос им. И, наверное, захочет, и, наверное, отдаст. Но «Единая Россия» -- это совсем другое, за нее будут голосовать массово, обреченно, отчаянно, с душой, рискованно, с развязанными шнурками и застегнутыми жилетами, холеная рука нового русского будет отчаянно совать свой бюллетень в избирательную щель, стремясь опередить заеденного вшами бомжа, делающего такой же выбор.

Можно считать, что партия «Единая Россия» уже победила. Провалив методично все открытые перед ней возможности ---стать тем, или иным, или третьим, она -- тыкаясь -- подошла к единственно верному решению: это будет партия Путина, и ничего кроме Путина. И как таковая она вне конкуренции и обречена на успех.

Александр ДУГИН