|
|
N°37, 03 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Блокада Москвы
Недовольные мэрией водители угрожают перекрыть центр города
Первую «пробку протеста», едва не парализовавшую центр Москвы, могли наблюдать в минувшую субботу жители столицы. Около двадцати большегрузных трейлеров рвалось в центр города, чтобы провести на Моховой своеобразную акцию неповиновения чиновникам мэрии. Возмущенные водители грузовиков требовали отмены спецпропусков на въезд грузовых автомобилей в центр Москвы и других ограничений на передвижение по столице. На место акции, которая могла обернуться беспрецедентной пробкой, немедленно двинулись представители столичного правительства, милиции и ГИБДД. Чиновники прибыли на переговоры с дальнобойщиками в сопровождении нескольких тягачей -- на случай, если придется применить силу при освобождении проезжей части. Однако тягачи не понадобились -- после задержания милицией зачинщиков, в числе которых был и руководитель Совета межрегионального профессионального союза водителей-профессионалов Александр Котов, протестующие освободили проезд и направились в сторону области.
Тем не менее противоречия между водителями и столичным правительством отнюдь не устранены, и угроза блокады центра города остается. Г-ну Котову, пользующемуся авторитетом среди столичных водителей грузовиков, угрожает штраф в размере от 10 до 20 МРОТ, и едва ли Тверской межмуниципальный суд Москвы ограничится наказанием за парковку в неположенном месте. Кроме того, столичные власти не намерены ограничивать методы воздействия на грузоперевозчиков только спецпропусками. В правительстве Москвы зреют планы введения «обязательной прописки» для грузового транспорта.
Централизованная московская система грузоперевозок рухнула вместе с советской властью. В начале 90-х выяснилось, что территории московских автобаз представляют гораздо большую ценность для застройщиков, чем для транспортников. За прошедшее десятилетие подавляющее большинство транспортных предприятий города было акционировано, приватизировано, обанкрочено, продано новым владельцам и застроено жильем. Транспорт был продан в частные руки. В итоге, по официальным данным, объем грузоперевозок в Москве сократился втрое, хотя при этом количество грузовых автомобилей в столице увеличилось в четыре раза. Подавляющее большинство владельцев грузовиков занимается перевозками как частные лица, не афишируя свою деятельность, особенно для налоговой инспекции. По оценкам мэрии, в Москве только 5% грузового транспорта работает в рамках унитарных предприятий, подчиняющихся «Мосгортрансу» и добросовестно выплачивающих налоги. Чтобы понять порядок цифр, достаточно сказать, что за прошлый год «Мосгортранс» заплатил налоговикам около 1 млрд рублей. Следовательно, мэрия надеется после реформ получить в 20 раз большую сумму.
Полулегальная система грузоперевозок в Москве, а также наличие огромного количества демпингующих водителей из ближнего зарубежья -- с Украины и из Белоруссии -- привели к установлению в столице таких низких цен на этот вид услуг, что государственные транспортные предприятия не выдержали конкуренции и оказались фактически вытесненными с рынка. В принципе создание в столице эффективной и дешевой системы грузоперевозок можно было бы только приветствовать, однако это явно не понравилось чиновникам из управления транспорта и связи правительства Москвы. Мэрия сейчас старается восстановить контроль над транспортным хозяйством города. Управление транспорта работает над Концепцией городской транспортной политики в сфере грузовых автомобильных перевозок на период до 2010 года, которая 18 марта будет вынесена на заседание правительства Москвы.
Смысл концепции сформулировал заместитель главы управления Леонид Липсиц, который, отвечая на вопросы депутатов Мосгордумы, отметил, что рыночными методами проблему борьбы с конкурентами-частниками (а в Москве, по словам транспортников, ездит 120 тысяч «лишних» грузовых автомобилей) решить нельзя. Что касается административных мер, то тут фантазия чиновников оказалась довольно скудной. На заседании комиссии Мосгордумы, например, прозвучала идея создания некого «акцептованного» чиновниками пула грузоперевозчиков, которому предоставят право работать в Москве. Однако ее тут же раскритиковали представители ГИБДД: перечень необходимых водителю документов прописан в ПДД, и отсутствие бумажки от мэрии или «Мосгортранса» не может стать основанием для запрета на перемещение по Москве.
Один из авторов концепции городской транспортной политики, главный специалист центра организации дорожного движения управления транспорта и связи Яков Лапшин в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» наотрез отказался комментировать свои предложения до рассмотрения их на Тверской. Сегодня нельзя даже предположить, какой будет реакция Юрия Лужкова, который последнее время устраивает публичные порки своим подчиненным. НИИ автотранспорта в своем отзыве посоветовал мэрии с осторожностью пользоваться административными методами для борьбы с конкурентами и иногородними перевозчиками, поскольку подобная практика является нарушением федерального законодательства.
Однако желание чиновников поставить под контроль частных перевозчиков от этого не уменьшилось. И, следовательно, поводов для акций протеста у дальнобойщиков только прибавится. А учитывая, что полсотни трейлеров может парализовать большинство городских магистралей, правительству Москвы наверняка еще пригодятся тягачи, которые были мобилизованы для разблокирования столичных улиц в минувшую субботу.
Александр ГУДКОВ