Время новостей
     N°36, 28 февраля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.02.2003
Молодой да ранний
Владимир Дубоссарский в Крокин-галерее
Художественный дуэт Александра Виноградова и Владимира Дубоссарского известен посетителям галерей и ярмарок современного искусства очень хорошо. Регулярные выставки познакомили зрителя с их запоминающейся манерой, сочетающей иллюстрацию из модного журнала и жизнерадостный колорит в духе классика соцреализма Аркадия Пластова (чья выставка, кстати, проходит сейчас в Академии художеств). Их престиж среди галерей и зрителей так же высок, как и престиж на рынке современного искусства, -- работы, как говорят, регулярно продаются; по крайней мере обе ярмарки современного искусства, «Арт-Манеж» и «Арт-Москва», завалены их работами буквально доверху. А недавно куратор русского сектора Венецианского биеннале Виктор Мизиано принял решение экспонировать их -- вместе с Валерием Кошляковым, Константином Звездочетовым и фотографом Сергеем Братковым -- в русском павильоне биеннале. Это решение, кажется, напрашивалось само собою уже довольно давно, но художникам пришлось дождаться очередной волны интереса к живописи, чтобы попасть в святая святых современного искусства.

А начался этот славный путь наверх в начале 90-х, в сквоте, располагавшемся в Трехпрудном переулке. Легендарное место, из которого вышли тот же Кошляков и исследователь «эстетики эпатажа» Авдей Тер-Оганян, было первым пристанищем Владимира Дубоссарского, работавшего тогда сольно. В то время его работы конъюнктуре не соответствовали -- после русского «Сотбис» идеологи художественной тусовки вбили себе в голову, что никакого другого искусства, кроме концептуализма, нет, потому что не может быть. На выставки денег не было, и поэтому ранние произведения Дубоссарского тихо-мирно перекочевали в Царицынский музей современного искусства, на хранение к его директору Андрею Ерофееву. До лучших времен.

Которые и настали через десять лет благодаря интересу кураторов Крокин-галереи к ранним, неизвестным или забытым работам влиятельных мастеров современного искусства. В рамках проекта «Архивация современности» нашли свое место ранние работы Дубоссарского. Большинство работ представляют собой перенесенные на холст фотографии из свадебного альбома родителей художника. Но это отнюдь не похоже на модный в 80-х фотореализм. Художник не копировал снимки, а превращал их в живопись, добавляя им условности. Художественное увеличение артефактов из семейного архива сообщило им эпическую мощь. Не меньший интерес представляет и так называемая «детская серия», состоящая из нескольких малоформатных работ, на которых застыли румяные мальчики и девочки в искусственных позах. Грязновато-коричневые цвета заставляют предположить, что натурой для художника стала найденная где-нибудь на чердаке или помойке ничем не примечательная детская книжка советского времени. Это сообщает серии какую-то неуловимую трогательность. Вспоминается стихотворение Агнии Барто про мишку: «Все равно его не брошу, потому что он -- хороший».

Интересен нынешний статус представленных на выставке работ. Третьяковская галерея, с которой сотрудничает Царицынский музей современного искусства, просит художника передать их в свои фонды. Тогда, возможно, они появятся в экспозиции «ХХ век в искусстве» и соединят два направления, представленных на ней. Соцреализм и «суровый стиль» встречаются на холстах Дубоссарского с концептуализмом и соц-артом. И получается, собственно, эстетика 90-х в одном из самых ярких и доступных ее проявлений. Впрочем, Владимир Дубоссарский волен распоряжаться этими работами по собственному усмотрению. «Парочку больших отдам, наверное, в Третьяковку, -- рассуждает художник. -- А остальные могу и продать».

Валентин ДЬЯКОНОВ