|
|
N°36, 28 февраля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пхеньян запустил атомный реактор
Противостояние КНДР и США набирает обороты. Пхеньян, как и обещал, ввел в действие один из исследовательских ядерных реакторов в Енбене. В Вашингтоне об этом узнали в среду благодаря данным космической разведки. Через несколько часов после отлета из Сеула госсекретаря Колина Пауэлла (он присутствовал там на инаугурации нового президента Но Му Хена) над реактором появился «белый дымок». Затем инфракрасные сенсоры подтвердили, что установка разогревается.
Вчера пресс-секретарь Белого дома Шон Маккормак назвал запуск пятимегаваттного реактора очередным примером эскалации давления, оказываемого КНДР на Штаты с целью вынудить их выйти на прямой диалог. Впрочем, МИД КНДР еще 5 февраля сообщил о «начале использования ядерных установок для получения электричества».
Пауэлл заявил в Сеуле, что в Вашингтоне нет планов нападения на КНДР, добавив, что ничего нельзя исключать заранее. Американец предлагал отбить у Пхеньяна ядерные амбиции через оказание на него международного дипломатического давления на двусторонней (об участии в этой акции он просил Пекин) или многосторонней основе -- к этому он склонял союзных японцев и южнокорейцев. Чтобы поднять дух азиатских союзников, первый заместитель Пауэлла Ричард Армитидж пригрозил нанести немедленный удар по КНДР, если та обстреляет Японию ракетами.
В Сеуле к новости из Енбена отнеслись сдержанно, обещали ее перепроверить и выразили сожаление на тот случай, «если сведения подтвердятся». Реакция Токио была похожей -- КНДР призвали «вернуть ситуацию в исходное состояние». Премьер Коидзуми указал на отсутствие данных о том, что северокорейцы действительно занялись переработкой использованных топливных стержней для получения оружейного плутония. Минатом России подтвердил, что для изготовления ядерных боезарядов из отработок реактора в Енбене «необходимо крупное перерабатывающее производство, которого у КНДР нет».
Тем временем находящийся в Пекине глава российского МИДа Игорь Иванов и его китайский коллега Тан Цзясюань вновь выступили за обеспечение безъядерного статуса Корейского полуострова и нормализацию отношений между США и КНДР. Они подтвердили готовность приложить все усилия для содействия диалогу между КНДР и США, а также в двустороннем и многостороннем формате активно поспособствовать политическому решению «ядерной проблемы КНДР». При этом обе страны выразили желание «и далее развивать добрососедские дружественные связи и сотрудничество с КНДР и Республикой Корея».
Александр САМОХОТКИН