Время новостей
     N°36, 28 февраля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.02.2003
Срочно подстраховались
Минэкономразвития торопится с реформой ОМС
Законопроект о реформе системы обязательного медицинского страхования (ОМС) будет представлен в правительство не позднее 1 апреля, сообщил вчера первый замглавы МЭРТ Михаил Дмитриев. Он считает, что обсуждение документа в Белом доме будет довольно гладким и оперативным. Во-первых, таково пожелание президента, призвавшего правительство пересмотреть принципы действия ОМС в кратчайшие сроки. Во-вторых, концепцию реформирования правительство в целом уже одобрило на своем заседании 19 февраля. И в-третьих, как подчеркивает замминистра, разработчиками законопроекта были не только чиновники из МЭРТ, но также представители профсоюзов и работодателей.

«Пожалуй, впервые в нашей стране концепция одной из социальных реформ создавалась при участии всех заинтересованных сторон», -- гордо заявил г-н Дмитриев. Впрочем, об успехе реформы самая, пожалуй, заинтересованная сторона -- пациенты российских больниц и поликлиник смогут судить не раньше 2007 года, когда, по прогнозам МЭРТ, удастся полностью ликвидировать дефицит финансирования сферы здравоохранения через страховые фонды. Поначалу же новые принципы наполнения территориальных фондов ОМС планируется апробировать лишь в 15 регионах. К тому же реформаторы до сих пор не сошлись во мнении по ряду достаточно важных моментов.

Тем не менее Михаил Дмитриев считает, что его ведомству совместно с профсоюзами и Координационным советом объединений работодателей России (КСОР) удастся прикрыть ахиллесову пяту системы ОМС -- хронический дефицит средств, сохраняющийся из-за того, что региональные власти зачастую не выполняют своих обязательств по страхованию неработающего населения. В системе ОМС эти деньги должны составлять до 40% поступлений территориальных фондов, однако в худшие годы из-за необязательности регионов недостаток финансирования составлял 0,5% ВВП. Г-н Дмитриев уверен, что ликвидировать этот дефицит можно, реализовав три положения реформаторской концепции. Первым делом правительство намерено стимулировать регионы к пополнению территориальных фондов, обещая дополнительные ассигнования на здравоохранение из федерального бюджета тем, кто полностью оплатит страховку пенсионеров и детей. Регионы же, которые откажутся оплачивать взносы в полном объеме, будут исключены из федеральной системы ОМС, при этом на них все равно останется обязанность обеспечивать граждан бесплатной медицинской помощью в объемах Программы государственных гарантий. Кроме того, МЭРТ предлагает увеличить долю отчислений из территориальных фондов ОМС в федеральный, с тем чтобы иметь возможность из накопленных средств поддерживать беднейшие субъекты федерации, в которых объемы собираемого единого социального налога (3,6 из 35% ЕСН отчисляются в ФОМС) заведомо не позволяют полностью оплачивать потребности здравоохранения.

Понятно, что работодатели пока полностью поддерживают эту схему, ведь, согласно расчетам КСОР, в прошлом году отчисления предприятий в ФОМС превысили реальные потребности работающих россиян в медицинском обслуживании на 20% (в этом году профицит может составить до 40%). Однако эти деньги идут не на улучшение качества медицинской помощи, а на латание дыр и погашение чужих долгов по платежам за неработающих граждан. Как заявила директор по социальным программам Аналитического центра КСОР Ирина Перова, работодатели также надеются и на обещанное правительством снижение ЕСН. Кроме того, МЭРТ обещает компенсировать затраты владельцев компаний на покупку полисов добровольного медицинского страхования. Правда, ни механизм компенсации, ни ее размеры пока не определены.

О реакции пациентов и медиков можно будет судить лишь по окончании эксперимента, поскольку пока нельзя гарантировать, что МЭРТ сдержит свое обещание стимулировать добросовестные регионы именно из дополнительных доходов федерального бюджета. Как известно, претендентов на эти прогнозируемые доходы и сегодня более чем достаточно. Однако, взяв на себя обязательство доплачивать субъектам федерации, правительство может оказаться перед необходимостью пересмотра общего бюджета здравоохранения и будет вынуждено сокращать другие статьи расходов, например на капстроительство или оказание высокотехнологической и дорогостоящей медицинской помощи.

Олег ВОЛКОВ