Время новостей
     N°165, 13 ноября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.11.2000
Трагедия в "альпийском метро"
Австрийские власти не исключают поджог
По всем техническим параметрам пожар, случившийся в прошлую субботу на горном фуникулере неподалеку от австрийского курорта Капрун под Зальцбургом и унесший не менее 150 жизней, в основном молодых людей и детей, был невозможен. Этот канатный подъемник, который здесь называют альпийским метро, считался самым современным и надежным в Европе.

Фуникулер, большая часть трассы которого проходит в наклонном туннеле, с высоты 911 метров до 2452 метров, построенный в 1974 году, 6 лет назад был полностью переоборудован и снабжен суперсовременными вагонами. Всего несколько недель назад, перед началом сезона, установка прошла придирчивый техосмотр. И тем не менее случилось то, что глава правительства федеральной земли Зальцбург Франц Шаусбергер назвал самым мрачным днем в истории региона. В считанные минуты после начала пожара на место прибыли спасатели. Но было уже поздно.

Объятый пламенем вагон завис в туннеле в начале пути наверх. Конструкция вагона не предусматривала аварийного открывания изнутри, и те, кому все же удалось выбраться, бросились по боковой лестнице (она предназначена для техперсонала, а не для спасения людей) вверх -- в сторону от огня. Однако в наклонной шахте возник, как его называют специалисты, каминный эффект: удушающие газы и дым также устремились вверх. Почти все находившиеся в вагоне погибли от отравлений, а лишь потом стали добычей огня, температура которого достигала тысячи градусов. Эксперты считают, что идентифицировать тела не удастся.

До сих пор специалисты так и не смогли добраться до вагона. У него нет собственного двигателя, вверх его тянет стальной трос диаметром 5 см. В случае обрыва автоматически срабатывают тормозные установки. В настоящее время трос оборван -- он просто расплавился, и специалисты опасаются, что вагон в любую минуту может рухнуть вниз.

Причину пожара обещают установить только через несколько дней. Первая версия о том, что пожар возник из-за возгорания кабелей, была отвергнута. Райнхард Рис, специалист по пожарам в туннелях и директор пожарной охраны Франкфурта-на-Майне, осторожно высказался о том, что не исключен преднамеренный поджог.

Юрий ШПАКОВ, Берлин