Время новостей
     N°35, 27 февраля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.02.2003
Народный контроль
Столичные власти хотят вручить управление домами нанимателям жилья
Московские власти решили исполнить одно из направлений коммунальной реформы -- передать жильцам право управления жилищным фондом. Чтобы оплата за коммунальные услуги была адекватна качеству этих услуг и дома перестали «сыпаться», контролировать работу Дирекций единого заказчика (ДЕЗ) и получение ими денег из горбюджета со временем будут жилищные товарищества (ЖТ). Образовывать их в отличие от товариществ собственников жилья (ТСЖ) будут наниматели муниципальных квартир. Но, похоже, сами реформаторы из департамента жилищной политики и жилищного фонда правительства Москвы (ДМЖ) в успех не верят. Они сетуют на несовершенное федеральное законодательство, а также произвол коллег из департамента государственного и муниципального имущества (ДГМИ), которые в нарушение законодательства продают и сдают в аренду нежилые помещения в жилых домах бизнесменам. Ведь нежилые помещения могут существенно сократить затраты ТСЖ на содержание недвижимости. Отчасти именно этим объясняется пассивность граждан, не желающих участвовать в реформе и справедливо считающих, что инициативы властей означают очередное удорожание жизни и нервотрепку.

О том, что кроме ТСЖ к управлению жильем будут привлекаться жилтоварищества, а также домовые комитеты, вчера на пресс-конференции сообщил руководитель столичного ДМЖ Петр Сапрыкин. Начальник управления ДМЖ Виталий Акимкин уточнил, что «им будут предоставлены исключительные права по контролю за деятельностью ДЕЗов», которые будут заключаться в обязательной подписи председателя ЖТ под актом приема-сдачи работ, осуществляемых ДЕЗом. По замыслу чиновников, без этой подписи ДЕЗ не сможет получить оплату из бюджета.

Однако, весьма вероятно, что жилтоварищества нанимателей станут такими же непопулярными, как и товарищества собственников. ТСЖ по закону должны управлять кондоминиумами (имущественно-земельный комплекс, включающий жилые дома и придомовую территорию), но особого рвения поуправлять со стороны собственников не наблюдается, даже несмотря на то, что за последние два года московские власти создали 1010 кондоминиумов. Самостоятельно управлять ими, по информации ДМЖ, изъявила желание лишь пятая часть жителей, которые образовали для этого в общей сложности 115 ТСЖ. Остальные столичные ТСЖ (порядка 650) предпочли проверенный временем, хоть и ущербный способ управления -- через ДЕЗы.

Причина такой «несознательности» москвичей, как полагает г-н Сапрыкин, в том, что граждане опасаются увеличения затрат на содержание недвижимости, которая будет находиться в общедолевой собственности, «хотя это совсем не так». В соответствии с двумя прошлогодними постановлениями мосправительства, обслуживание жилфонда независимо от наличия ТСЖ должно вестись по единым ставкам и тарифам.

Впрочем, похоже, и сам г-н Сапрыкин не верит, что это успокоит жильцов-собственников. По его же словам, ни достаточных законодательных гарантий, ни экономических условий для деятельности ТСЖ нет: федеральные налоговый и бюджетный кодексы ставят крест на льготах, ранее предоставленных ТСЖ нормативными актами Москвы, да и альтернативы худо-бедно обслуживающим жилые дома ДЕЗам практически нет. «Сегодня в Москве устойчиво действует примерно 20 организаций, способных конкурировать с ДЕЗами», -- посетовал г-н Акимкин.

И уже вовсе странно выглядит предложение мосправительства в связи с препятствиями, чинимыми, как утверждают представители ДМЖ, их коллегами из имущественного департамента. Они, говорит г-н Сапрыкин, «умудряются продавать даже подвалы в жилых домах», несмотря на то что еще в 1997 году московский закон «О правах ТСЖ по управлению объектами нежилого фонда» устанавливает приоритетное право жильцов-собственников на выкуп или аренду расположенного в их доме нежилого помещения.

Владислав ДОЛГОВ