|
|
N°35, 27 февраля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Позиция: Пресс стальных цен
Корпоративный эгоизм ударит по эгоистам
Что будет означать для какого-нибудь небольшого города остановка единственного предприятия, на котором работают больше двух третей населения? Крах местного бюджета, дефицит регионального. Безработица. Рост социальной напряженности в городе, да и в регионе. А если это случится не в одном, а сразу в нескольких российских городах, да еще довольно крупных? Да еще в год выборов? Вероятное в ближайшем будущем резкое повышение цен на продукцию металлургов сделает эту беду явью.
На встрече представителей российской металлургии, состоявшейся в конце прошлого года, обсуждались негативные факторы развития отрасли в 2003 году. Основными угрозами назывались: продолжающийся рост тарифов естественных монополий, значительно превышающий темпы инфляции; чрезмерный оптимизм металлургов при бюджетировании своих расходов на 2003 год; продолжающаяся эпидемия антидемпинговых расследований против отечественных металлургов. Может быть, эти причины, а может, забота об увеличении собственных доходов подвигла группу наиболее влиятельных российских бизнесменов от металлургии при поддержке (или благожелательном нейтралитете) ответственных ведомств Белого дома обсудить возможность беспрецедентного повышения отпускных цен на свою продукцию уже с середины марта. По сведениям, просочившимся в предпринимательские круги, этот рост составит от 22 до 35 процентов.
И действительно, цены на внутреннем рынке металлов несколько отличаются от общемировых. По странному совпадению, внутренние цены на металл ниже как раз на 20-30 процентов. Соблазн уравнять их с международными чрезвычайно велик.
Главные потребители металлургического сырья – смежные металлургические предприятия высокого передела. Повышение цен на исходное сырье мгновенно спровоцирует рост цен во всех секторах экономики, потребляющих продукцию обрабатывающей подотрасли черной металлургии. В том числе быстро развивающихся и наиболее инвестиционно-привлекательных автомобилестроении, производстве стройматериалов, машиностроении для легкой и пищевой промышленности. Что уж говорить о таких крупных потребителях, как «Газпром», «Транснефть», с их долгосрочными программами строительства новых систем магистральных нефте- и газопроводов.
В еще более уязвимом положении оказывается, набившая оскомину реформа ЖКХ. Небогатая и финансируемая из местных бюджетов отрасль просто остановит свои проекты. На ее реконструкции придется поставить крест. Со всеми вытекающими отсюда социально-политическими и экономическими последствиями.
В перспективе не исключено, что в оставшейся «на бобах» металлургической отрасли высокого передела начнется вереница остановок производства и банкротств. Это будет означать потерю сотен тысяч рабочих мест, значительные убытки для бюджетов всех уровней и опять-таки социальную нестабильность. Мало того, что в результате практически картельного сговора «больших металлургов» существование металлургических предприятий третьего передела оказывается под угрозой; сами производители металлургического сырья рискуют потерять в их лице перспективный и вполне стабильный рынок сбыта своей продукции. Повышая цены в интересах развития экспорта, производители проката сами роют себе яму. Сиюминутная выгода обернется крупными убытками. Кто гарантирует, что действующие мировые цены на металл продержатся долго? Никто. Напротив, аналитики прогнозируют в обозримом будущем их существенное снижение. Сузившиеся экспортные возможности и падение потребления металла внутри страны могут обессмыслить собственные инвестиционные проекты металлургов. Речь идет, в частности, о формировании Стальной группы «Мечел» на основе альянса ОАО «Мечел» с угольно-металлургической компанией «Южный Кузбасс», а равно о покупке близкими к менеджменту «Магнитогорского меткомбината» структурами госпакета акций «Магнитки».
Так ли уж необходимо повышением цен китам металлургии? Ведь и так в активе металлургов и льготные внутренние цены на газ, и свобода экспортных операций от налогообложения по НДС. Мировые лидеры металлургии работают совсем в иных условиях. Кстати, повышение цен на металл коснется тех, кто этот льготный газ поставляет – ОАО «Газпром». Как правительство, равнодушное к судьбе нескольких отраслей, приносимых в жертву металлургическому экспорту, будет реагировать на возможную олигархическую войну «нефть и газ против металла»? Включит ли такие рычаги регулирования, как МАП? Или предпочтет позицию наблюдателя?
Петр СИНЮТИН