|
|
N°34, 26 февраля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Битва в Совбезе ООН
Вчера мировому сообществу были продемонстрированы два диаметрально противоположных подхода к разоружению Ирака. «Ирак упустил шанс воспользоваться последней возможностью» разоружиться -- гласил проект новой резолюции Совбеза, предложенный Великобританией, США и Испанией. «Мирное разоружение» Ирака остается реальностью -- подчеркивается в меморандуме, вынесенном на рассмотрение ООН Парижем, Лондоном и Москвой.
Накануне лидеры ведущих мировых держав проводили интенсивные консультации и переговоры в поиске пути разрешения иракского кризиса. В выходные состоялись телефонные переговоры «квартета» в составе американца Буша, британца Блэра, испанца Аснара и итальянца Берлускони. Президент США пообещал «ясный и простой» проект новой резолюции.
Действительно, в предложенном вчера тексте нет ни слова о военной акции против Ирака. Однако там с грозной определенностью сказано, что Совбез неоднократно предупреждал Багдад о «серьезных последствиях продолжающегося нарушения обязательств». Тем не менее Ирак предоставил ООН декларацию по наличию оружия массового уничтожения, «в которой содержались неправдивые заявления и пробелы». Да и вообще «не обеспечил должного соответствия» прошлогодней резолюции 1441 и «уровня сотрудничества при ее реализации». Своим голосованием за резолюцию Совбезу также придется признать, «какую угрозу международному миру и безопасности представляет нарушение Ираком резолюций СБ ООН, а также распространение оружия массового поражения и ракет дальнего радиуса действия». Ни запретного оружия, ни дальнобойных ракет инспекторы так и не нашли, но материализация этих призрачных страхов в резолюции Совбеза автоматически даст США последний аргумент для начала бомбежек.
В поисках мирной альтернативы российский президент Путин переговорил по телефону с французским коллегой Жаком Шираком. Вечером в понедельник Ширак прибыл в Берлин для неформальной встречи с федеральным канцлером Германии Шредером. Два лидера «старой Европы» обсудили совместную инициативу ФРГ, России и Франции по урегулированию кризиса вокруг Ирака. Поздним вечером в Нью-Йорке от имени трех стран был распространен меморандум, в котором подчеркивается необходимость продолжения работы международных инспекторов в Ираке. Инспекции предлагается продлить еще на четыре месяца, вплоть до 1 июля 2003 года, а тогда, к отчаянию Вашингтона, летняя жара сделает военную акцию против Багдада малореальной. По словам Ширака, Ираку надо предложить четкий график разоружения -- шаг за шагом, программу за программой, разумно было бы увеличить число инспекторов, использовать более совершенное оборудование, на более регулярной основе предоставлять отчеты в ООН. «Наша «старая Европа» отличается тем, что нам хорошо известно, что такое война», -- заявил канцлер Шредер.
Переговоры завершились традиционной берлинской трапезой в небольшом ресторанчике с многозначительным названием «К последней инстанции». В Германии хорошо известна слабость Шредера к этому популярному заведению в историческом центре восточной части Берлина. Не хочется верить, что немецкого канцлера и французского президента привели в «Последнюю инстанцию» общие неприятности. Хотя давным-давно название этому ресторанчику дали его гости из числа неудачников. Дело в том, что он находится в самом конце Вайзенштрассе, на которой раньше располагались всевозможные судебные учреждения. Человек шел от одной инстанции к другой, и порой ему так и не удавалось добиться правды. Тогда, собрав остаток денег, он пропивал их в небольшом ресторанчике, который так и был назван -- «К последней инстанции». Именно здесь Шредер и Ширак и обсудили меморандум по Ираку.
Куда труднее понять, где будет «последняя инстанция» в споре о войне в Ираке -- в стенах ООН или в кабинете президента Джорджа Буша. У сторонников мира есть надежда на победу -- меморандум трех стран поддержал еще и Китай. Сторонники мирного решения рассчитывают, что Ирак успеет продемонстрировать стремление разоружаться и начать уничтожение ракет «Аль-Самуд - 2», чего требуют международные инспекторы. Однако в интервью американской телекомпании CBS Саддам Хусейн заявил, что не считает характеристики этих ракет нарушением требований ООН.
Саддам предложил Бушу повоевать на словах, устроив открытые теледебаты. «Я готов на прямой диалог с вашим президентом. Я скажу, чего хочу, и он скажет, чего хочет», -- заявил иракский лидер. Но Белый Дом назвал это предложение «несерьезным». «Иракский кризис не связан с дебатами», -- заявил Вашингтон.
Андрей ЗЛОБИН, Юрий ШПАКОВ, Берлин