|
|
N°34, 26 февраля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Идущие лесом
Уже несколько месяцев, худо-бедно, вяло-бледно, но на страницах печатной прессы и телеэкранах продолжается противостояние группы «Ленинград» и города Москвы. Вызванное, как известно, тем, что город Москва запретил не городу «Ленинграду» давать здесь у нас большие концерты. С чего начался и в чем выражается конфликт -- говорить не буду, все и так наслышаны и о нем, и об особенностях лирики группы «Ленинград». Лидер группы Сергей Шнуров -- желанный гость на телевидении и на страницах газет и журналов. Коллег-журналистов радует атмосфера таких вот чисто рок-н-ролльных, казалось бы, проблем. А что? Какой ни есть, а он -- скандал. Нам говорят о том, что «скандал подхлестнул продажи последнего альбома группы». В наших головах возникают приятно щекочущие нервы ассоциации с рок-борцами и страдальцами от рок-музыки. Леннон, за которым следило ФБР. Sex Pistols, арестованные после исполнения «Боже, храни королеву». Да мало ли. Вот недавно я писал про Massive Attack, и вспомнилось, как их «попросили» изменить название группы, дабы не вызывать неприятных ассоциаций -- дело-то было в Великобритании начала 90-х, во время «Бури в пустыне». Там и тогда много кого «не рекомендовали» играть по радио. Например, старую песню The Cure «Убить араба» (Killing An Arab), которая вовсе не про арабов, а про роман Камю «Посторонний». Ну да это в Англии, там и музыка другая, и другие люди в других обстоятельствах. Там кому-то, наверное, скандал только на пользу.
У нас все явно не так: за время этого безжизненного, невнятного «скандала» продажи альбомов «Ленинграда» не подскочили, а также стабильно продаются, как и раньше. А последний шлягер скандальных питерцев, песня WWW, стала хитом еще задолго до «блокады «Ленинграда» «. Сейчас это чуть ли не единственная их песня, что крутится на радио. Причем в ней, как и во всех радийных синглах и видеоклипах «Ленинграда», нет никакого мата. И никакой политики (нельзя же назвать «политикой» мелькающего в клипе мультяшного Путина). Там вообще ничего нет -- только балаган, высмеивающий обывателей («неча на зеркало пенять»). Способствует ли скандал росту популярности «Ленинграда»? Не уверен. Одно дело, когда ничем не славная организация «Идущие вместе» в порядке автопиара подает в суд на крупного состоявшегося писателя с мировым именем, и совсем другое -- когда рок-н-ролльной банде не дают выступать. У писателя единственная связь с миром -- книга (которая, слава богу, все еще продается). А группе такого стиля, как «Ленинград», совершенно недостаточно только записываться и выпускать альбомы: надо еще играть, причем как можно больше. Чем больше они играют, тем больше продают пластинок, а не наоборот. Запрет не пойдет им на пользу, получится, что Москва и «Ленинград» идут не вместе, а идут лесом в непонятном направлении. А то, что Шнурова интервьюируют без конца, -- так он и раньше у нас был нарасхват: умный человек, острый на язык, говорит афоризмами, молодой, циничный -- ну где еще такого найдешь?
Пока что «Ленинград» -- одна из самых популярных групп у нас в России. Также они иногда совершают успешные гастрольные поездки по Европе и США, а скоро выйдет некий немецкий фильм, где будут песни «Ленинграда». Кому-то группа нравится, кто-то ее ненавидит (как моя мама, например, от которой я их компакты попросту прячу). А кому-то их песни в стиле «Я подыхаю на работе/потом бухаю, потом в блевоте» просто уже и поднадоели. Как мне. Тем не менее я не понимаю, почему вообще городская администрация решает, что слушать москвичам, а что -- нет? Вопрос о допустимости ненормативной лексики в песнях -- это что, хозяйственный вопрос? Административный? Политический? Кому вообще нужна вся эта возня с «Ленинградом»? А «разрешили» бы группе играть в Москве -- сколько раз в перекормленной гастролями столице группа собирала бы большую площадку? Раз в год от силы.
Наверное, ругаться матом со сцены при народе -- нехорошо. Пусть даже при тех, кто знал, на что шел, и даже заплатил за это деньги. Но в любом случае для города более конструктивно -- не шельмовать заезжих питерских скоморохов, а обратить, наконец, внимание на новые московские кривые памятники, «авангардные» статуи, а также перестать обижать вкус москвичей всякой ахинеей типа примусов на Патриарших. И наконец понять, что когда стильный домик XVIII века (например, на Остоженке) обшивают тонированным стеклом и раскашивают в люминесцентный розовый цвет -- это ведь гораздо хуже, чем матом при народе.
Александр БЕЛЯЕВ