Время новостей
     N°34, 26 февраля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.02.2003
Налоги раздора
Один президент знает, когда их снижать
Премьер Михаил Касьянов снял с рассмотрения на завтрашнем заседании кабинета вопрос о налоговой реформе, сообщил департамент правительственной информации. Снял, правда, не до конца. Четыре законопроекта, внесенные Минфином и касающиеся имущественных налогов, все же будут обсуждаться. И это можно расценивать как тактическую победу Минфина над премьер-министром, который отказывался обсуждать налоговую тематику, если она не включает четкие действия по снижению налогового бремени (в первую очередь речь шла о снижении НДС и ЕСН уже с 1 января 2004 года). И хотя г-н Касьянов прямо объявил, что Минфин, по сути, сорвал рассмотрение налоговой реформы в 2003--2005 годах, тем не менее ведомство вице-премьера Алексея Кудрина добилось своего: решения о фактическом повышении налогов (в данном случае имущественных) будут приняты сейчас. В то время как разговор о снижении будет теперь переноситься, очевидно, до бесконечности. В Белом доме уверены, что Минфин сознательно не подготовил к заседанию какие-либо расчеты об экономических последствиях налоговой реформы, новой налоговой базе и перспективах снижения НДС и ЕСН. Поскольку в правительстве других писателей по этой теме нет (разве что Минэкономразвития, которое последнее время старается не проявлять инициативы на сей счет), то Минфин вполне может взять премьер-министра измором и похоронить идею снижения налогового бремени на экономику по крайней мере в ближайшие годы.

Правда, высокопоставленный сотрудник правительства заявил газете «Время новостей», что «Минфину замолчать проблему уже не удастся». «Председатель правительства вчера дал конкретное поручение трем ведомствам -- Минфину, МЭРТ и МНС -- подготовить к 6 марта расчеты по налоговой базе. Ну, поручение можно, конечно, не выполнить в срок, как обычно происходит с этими министерствами. Но вот не выполнить совсем? Это уже саботаж», -- подчеркнул он. В то же время другой его высокопоставленный коллега эту уверенность не разделяет. Он считает, что с сегодняшнего дня две оппонирующие группы будут все активнее апеллировать к высшей инстанции -- в данном случае к президенту. В итоге, по его словам, реформа, заявленная с размахом на рубль, окажется стоимостью в одну копейку, как это было с либерализацией валютного регулирования, страхованием вкладов населения и т.п.

По сведениям газеты «Время новостей», обращение руководства Минфина в Кремль по поводу разногласий с Касьяновым уже имели место быть. Злые языки говорят, что не без определенного успеха. Но одновременно президент публично поддержал идею снижения налогового бремени на экономику, когда недавно обсуждал эту проблему с бизнесменами. А поскольку политический арбитр выбран, то можно не сомневаться, что в предвыборный год он будет руководствоваться предвыборными же соображениями. И все препирательства внутри самого правительства с этой точки зрения выглядят уже довольно бессмысленными.

Замминистра финансов Сергей Шаталов, выступая на заседании налогового подкомитета Совета Федерации, рассказал о планах Минфина по снижению налогов. Со следующего года планируется облегчить доступ к регрессивной шкале единого социального налога (ЕСН). Вопрос снижения ставки (сейчас она составляет 35,6%) пока не решен, но будет рассматриваться в ближайшее время. Также планируется облегчить порядок возврата НДС. Снижение ставки НДС в Минфине считают более отдаленной задачей. «Цена реформы», по словам г-на Шаталова, составляет порядка 120 млрд руб. потерь федерального бюджета. Для региональных бюджетов она обойдется гораздо дороже. Запланированная на 2004 г. отмена налога с продаж уменьшит доходы регионов на 60 млрд рублей.

Также Минфин предлагает пересмотреть принципы налогообложения природного газа. Вместо действующих сейчас акцизов на газ предлагается установить налог на добычу полезных ископаемых. Благодаря этой мере, по словам г-на Шаталова, без увеличения нагрузки дополнительные доходы федерального бюджета составят около 50 млрд рублей.

По словам г-на Шаталова, в течение весенней сессии Дума скорее всего успеет принять в целом законопроекты о СРП, о государственной и таможенной пошлинах, о налоге на пользование животным миром и биоресурсами. Также правительство в ближайшее время внесет в Думу законопроект о платежах за пользование лесными фондами.

Ашот ЕГИАЗАРЯН -- зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам: Налоговая реформа вошла в выборный период. Она неминуемо становится выборной стратегией, причем это связано как с выборами в Госдуму, так и президента. При этом при принятии налоговых решений и правительство, и Кремль будут находиться в очень жестких рамках. У нас в стране 90 млн дееспособного населения. 40 млн заняты во внегосударственном секторе, а 50 млн -- бюджетники, студенты, безработные, а также пенсионеры. Любые изменения в налоговой системе сказываются, естественно, и на тех и на других. Поэтому у государства очень узкий коридор. С одной стороны, налоговые новации не должны привести к тому, чтобы в выборный год 50 млн человек испытали на себе ухудшение экономической ситуации, своего материального положения. А с другой, учитывая, что 20 млн из этих 50 млн всегда голосуют за коммунистов, власть должна снижать налоговое бремя для остальных 40 млн, чтобы получить их голоса. Однако самое главное в выборный год, чтобы новая налоговая система не привела к ограничениям поступлений в бюджет. Поэтому, как представляется, к началу следующего года будут выработаны направления движения налоговой реформы. Ее реализация в первой половине следующего года маловероятна.

Вера КУЗНЕЦОВА, Вера СИТНИНА