Основная тема мировой политики сегодня -- подготовка США к войне против Ирака. Как к этим планам относятся те, на кого американцы намерены обрушиться всей своей мощью, -- иракское руководство? Об этом обозревателю газеты «Время новостей» Елене СУПОНИНОЙ рассказывает вице-президент Ирака Таха Ясин РАМАДАН.
-- Какого числа в Багдаде ждут начала войны?-- А мы всегда готовы. В течение 12 последних лет мы живем под постоянными угрозами со стороны США. Ожидание войны для нас уже обычное состояние. США нужен только повод, вот они и придумали тему оружия массового поражения, хотя его в Багдаде вовсе нет. И теперь, когда Багдад согласился на возобновление сотрудничества с международными инспекторами по разоружению, чтобы еще раз доказать миру отсутствие такого оружия, США опять угрожают войной. Говоря об оружии массового поражения, американцы подразумевают иракскую нефть. Затем они подомнут под себя всю арабскую нефть. 65% мировых запасов нефти находятся в руках арабов. А у американцев лет через двенадцать нефти совсем не останется. США стремятся к мировому господству, политическому и экономическому, они намерены полностью перекроить мир под себя.
Вопрос сейчас в том, сможет ли мировое сообщество противостоять этим планам, которые касаются не только Ирака. Если да -- это одно. А если американцам позволят делать то, что они хотят, то тогда они начнут с агрессии против нас. Они готовы к этому в любой момент.
-- Год назад в интервью нашей газете вы сказали, что Багдад не возобновит сотрудничество с инспекторами по разоружению, потому что в Ираке уже нет запрещенного оружия. Тем не менее вы приняли инспекторов -- то есть с некоторым опозданием сделали то, о чем вас давно просил МИД России. Получается, Москва была права?
-- Это не так. Ситуация была разная. Мы действительно были против возвращения инспекторов по разоружению, поскольку до этого они уже просидели в Ираке семь с половиной лет. Они занимались не только разоружением, но и, к сожалению, шпионажем. В этом признавались сами инспекторы из той команды. У них не было работы по разоружению, поэтому мы и были против. Но когда нас поставили перед выбором: или война, или возвращение инспекторов, - мы все-таки согласились. И мы сейчас сотрудничаем с инспекторами так, что лучше некуда. И посмотрите их отчеты -- они удовлетворены! У нас нет запрещенного оружия. Мы с Россией едины в стремлении избежать войны.
-- Вам не кажется, что свою антивоенную позицию Россия выражает более слабо, чем Франция и Германия?-- Я не могу судить, кто слабее, кто сильнее. У каждой страны свои условия. Но в позиции России в последнее время есть прогресс, на наш взгляд. Просто, может быть, французы так умеют подать свою дипломатию, что это создает какое-то впечатление... Россия играет большую роль в Совете Безопасности ООН, ее голос против войны слышен не меньше, чем Франции.
-- Полагаетесь ли вы на то, что Россия применит право вето в Совбезе ООН в случае обсуждения там с подачи американцев резолюции, оправдывающей войну?-- Мы полагаемся прежде всего на себя, на свой народ и на Бога. Нас научил горький опыт. Против нас американцы уже воевали в 1991 году, Россия тогда заняла позицию, не воспрепятствовавшую войне. Конечно, нам бы хотелось, чтобы наши друзья помогли нам остановить эту войну. И уж по крайней мере, чтобы на такую войну, если она начнется, не было бы санкции мирового сообщества. Ведь американская гегемония -- угроза всем. Европа, Россия -- все будут отброшены на задворки.
Вы думаете, почему миллионы европейцев вышли на демонстрации в защиту Ирака? Они что, наши родственники, что ли? Отнюдь! Но они понимают, что военные планы американцев угрожают всем, и европейцам тоже. Европейцы выступают против войны даже активнее, чем россияне, хотя с Россией у Ирака исторически более тесные связи. А все почему? Европейцы понимают, чем грозят сегодняшние события.
-- Какая вам разница, как американцы начнут войну -- с одобрения международного сообщества или без?-- Как это -- какая разница? Эта агрессия несправедлива, как может мир оправдать ее? Если американцы начнут войну при противодействии мирового сообщества, то такая война так просто для них не закончится. Ирак будет сопротивляться, и мир нас поддержит. За американцами будут следовать по пятам по всему миру.
-- Кстати, о России. Намерен ли Ирак возобновить контракт с компанией ЛУКОЙЛ по разработке месторождения «Западная Курна»?-- Это месторождение останется за Россией, но
контракт с ЛУКОЙЛом мы не возобновим. Эту компанию мы считаем американской, она только по названию российская. Но это вопрос технический, а не политический. Просто ЛУКОЙЛ ко всему прочему еще и не начал работы на этом месторождении, хотя должен был сделать это давно -- контракт подписан шесть лет назад.
-- Если война все-таки начнется, следует ли ожидать ответных ударов Ирака по территориям соседей, с помощью которых могут вести войну американцы, -- по Турции, Кувейту?-- Война есть война. Ирак, если против него будет совершена агрессия, вправе, конечно, защищаться любыми способами. Но не будем торопить события. Хочу только сказать: любой, кто будет помогать американцам, будет считаться их сообщником. Это будет бесчестье и позор для такого государства. Мы бы хотели, чтобы такого не случилось. Несчастна та страна, которая считает, что ее сила -- в присутствии иностранных наемников. Называть такие государства суверенными, независимыми уже нельзя.
-- Правда ли, что обсуждался вопрос предоставления политического убежища руководству Ирака, в том числе президенту Саддаму Хусейну и его семье? Это якобы предлагали Ливия и даже Белоруссия.-- Это вы, журналисты, распространяете эти грязные сплетни, повторяя то, что вам подсовывают американские спецслужбы. Стыдно даже говорить об этом. Больше мне таких вопросов не задавайте.
-- Катар предложил в ближайшие дни провести чрезвычайный саммит Организации Исламская конференция (ОИК) по проблеме Ирака. Но, говорят, Багдад считает проведение такого саммита преждевременным?-- Преждевременным? Да когда бы они ни задумали провести такой саммит, мы будем против. Мы вообще против. Подумать только, проводить саммит ОИК по проблеме Ирака в стране, которая предоставила свои военные базы в полное распоряжение американцев! Из Ирака никто на подобную конференцию не поедет. Ирак -- член ОИК, но мы не требуем созыва подобного саммита, да и место проведения нас не устраивает.
-- Ирак попал сейчас в сложную ситуацию с ракетами «Самуд», уничтожения которых требуют американцы. Если Багдад согласится уничтожить эти ракеты, то чем же тогда вы будете защищаться?-- Эта проблема обсуждается. У нас хорошее сотрудничество с инспекторами по разоружению, уверен, мы найдем совместное решение. Но тема этих ракет -- опять американская пропаганда. Эти ракеты ввиду их ограниченной дальности никак не подпадают под разряд запрещенных.
-- С кем Багдаду легче сотрудничать -- с нынешним руководителем инспекторов ООН по разоружению шведом Хансом Бликсом или с прежними, совсем проамериканскими главами инспекторов, вроде австралийца Ричарда Батлера?-- Я не буду давать оценок. Вы же понимаете, какие сегодня международные условия, да и работает Бликс в организации, где очень заметно особое влияние американцев. Так что Бликс исходит из тех условий, какие есть. Но пока наше сотрудничество вполне приемлемо. А Батлер -- так тот совсем сумасшедший был. Он работал не на ООН, а на американцев вполне открыто. Его и в шпионаже не надо было обвинять, он сам признавался в этом.
-- А как вам понравился доклад американского госсекретаря Колина Пауэлла, который на Совбезе ООН в начале февраля обвинил Ирак в сотрудничестве с «Аль-Каидой»?
-- Да ну, это даже смешно комментировать. Ирак, конечно, не имеет никаких связей с «Аль-Каидой». А Пауэлл предъявил тогда просто дутые доказательства. Бликс их изучил и подтвердил необоснованность таких обвинений.
-- Как вы относитесь к иракской оппозиции? Один из оппозиционных генералов Низар Хазраджи, например, вам знаком лично -- он был когда-то главой генштаба, сейчас живет в Дании...-- Нет у оппозиции корней в Ираке, не на кого им опереться. Мы на эту оппозицию и внимания не обращаем. Слабые они. Спросите, кто сегодня в Ираке знает и уважает того же Хазраджи? Да никто! Грязные, аморальные люди, выступившие против своей родины.
-- Пример Ирака сегодня доказывает, что нет никакого арабского единства, о котором так часто говорят арабы.-- Ирак верит в арабское единство. Оно есть. Есть и честные арабские руководители. Но главное -- народ. Народное единство всегда было, есть и будет у арабов. Арабский мир -- это единое целое. А сегодняшний день только доказывает, что арабское единство необходимо как никогда. Посмотрите, все объединяются -- европейцы создали свой союз, тенденция сегодня к объединению, а не наоборот.