Время новостей
     N°33, 25 февраля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.02.2003
Банк России: «Обратного хода нет»
Татьяна Парамонова – о переходе российских банков на международные стандарты отчетности
Банк России недавно дал повод усомниться в своей готовности к переходу банковской системы на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), который считается одним из ключевых этапов реформы финансового сектора. На Неглинной заговорили о том, что отчетность по международным стандартам получит юридическую силу не раньше чем через три-четыре года, хотя в экономической стратегии правительства и Стратегии развития банковского сектора внедрение МСФО запланировано на следующий год. Как и когда российские банки будут адаптироваться к международным стандартам отчетности, корреспонденту газеты «Время новостей» Юрию ВЕРЕТЕННИКОВУ рассказала первый заместитель председателя Банка России Татьяна ПАРАМОНОВА.

-- Скоро исполнится год с момента, когда в Центральный банк пришел новый председатель. Банковские ассоциации и крупнейшие банки заявляют, что пока реформа финансового сектора буксует. И все-таки, какие успехи новой команды вы хотели бы отметить?

-- В текущей деятельности Банка России прослеживается преемственность в решении задач, намеченных Стратегией развития банковского сектора, которая была одобрена правительством и ЦБ еще в декабре 2001 года. Стратегия предусматривает реализацию в течение пяти лет комплекса мер по основным направлениям реформирования банковского сектора, конечно, при сохранении стабильных макроэкономических условий, последовательном и эффективном проведении структурных реформ во всех отраслях экономики, принятии необходимых законодательных актов и мер по обеспечению их выполнения. Прежде всего это законы о страховании вкладов, валютном регулировании и другие, работа над которыми продолжается уже несколько лет. Одним из приоритетных направлений является переход банков на международные стандарты финансовой отчетности. Здесь можно отметить определенный прогресс: около 120 банков, активы которых составляют порядка 70% активов банковского сектора, уже подготавливают отчетность по международным стандартам.

-- Недавно кабинет министров одобрил план перехода экономики на МСФО. Как он изменит жизнь банков?

-- В минувшем году в Банке России был создан комитет по международным стандартам финансовой отчетности. В рамках этого комитета мы при участии представителей Минфина, Минэкономразвития, Минтруда, Министерства по налогам и сборам, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Госдумы и банковских ассоциаций разработали проект плана по переводу банковского сектора экономики на международные стандарты финансовой отчетности. Правительство согласилось с нашим предложением о переводе банковского сектора на МСФО начиная с 1 января 2004 года.

-- Как он будет происходить?

-- Мы предполагаем, что банки будут представлять отчетность, подготовленную по российским стандартам, и, отдельно, отчетность по международным стандартам, которая будет основываться на данных российского учета и составляться методом трансформации при помощи специальных алгоритмов. Это нормальный способ составления отчетности, который применяется в ряде стран. Такой отчет банки, как планируется, должны будут составить за первое полугодие 2004 года, затем за девять месяцев и, наконец, за год в целом. Причем годовая отчетность за 2004 год, составленная по международным стандартам, будет проверена аудиторами. Потребуются специалисты, аттестованные на право проведения аудита отчетности, составленной по международным стандартам. Кроме того, предусматривается разработка законодательства, которое признавало бы юридически значимой отчетность, составленную методом трансформации. Это необходимо для организации надзора над банками и взаимоотношений между составителями и пользователями отчетности.

И еще один важный момент: мы планируем, что отчетность по международным стандартам с 2004 года будет составляться полномасштабно по всему банковскому сектору, в то время как в реальном секторе экономики Минфин для этого определяет только те предприятия, акции которых котируются на рынке.

-- Центробанк устраивает такое развитие событий?

-- Продолжается обсуждение того, какая группа предприятий будет переходить на международные стандарты. Разные точки зрения на этот счет есть среди промышленников: кто-то предлагает расширить круг компаний, кто-то полагает, что следует остановиться на предложении Минфина. Конечно, для банковского сектора важно, чтобы заемщики также составляли отчетность, которая могла бы быть сопоставима и адекватно понята банками. Но, я думаю, переходный период неизбежен. Сейчас вся экономика не может перейти на МСФО, поскольку этот процесс требует обучения большого количества специалистов. И если с банками мы эту работу проводим с 1993 года, то в реальном секторе стоит более сложная и масштабная задача, которая не может быть решена за один-два года. Не случайно в странах Евросоюза, которые внедряют МСФО позже, чем Россия, -- в 2005 году, -- избран тот же путь: сначала на эти стандарты переходят только те организации, акции которых котируются на рынке. Более того, группа международных экспертов приступила к разработке стандартов специально для предприятий малого и среднего бизнеса. Дело в том, что международная отчетность в полном объеме требует большого раскрытия информации, определенных трудовых и материальных затрат... Поэтому намеченная поэтапная стратегия по группе предприятий, я думаю, оправданна.

-- Вы говорите об отчетности... А как будут меняться принципы учета?

-- Фактическое внедрение принципов международного бухгалтерского учета будет идти параллельно с внедрением отчетности, составляемой по международным стандартам. Идея такова, что если сейчас количество корректировок, которые нужно внести в российский учет и отчетность, достаточно велико, то по мере фактического внедрения новых принципов учета оно будет сокращаться. Значительная часть этих изменений возможна только после изменения ряда законов. Важно, что мы эту работу начали одними из первых, ведь различия в учете по международным и российским стандартам по-прежнему значительны, и если отчетность можно сделать методом трансформации с помощью заданных алгоритмов, то различия в принципах учета должны постепенно сглаживаться, чтобы таких корректировок было как можно меньше.

-- Что вы называете алгоритмом трансформации? При слове «алгоритм» возникает ощущение исключительно технического пересчета...

-- Это инструкция по переводу отчетности из российской в международную. Мы планируем представить ее банкам в 2003 году, постараемся все подробно описать. Там речь идет не только о техническом пересчете, поскольку в основе международной отчетности лежит не только счет, но и профессиональное суждение. Фактически мы говорим банкам: вы должны оценить себя определенным образом, но в основе этого действия лежит ваше суждение -- как суждение руководителей -- о том, как оценить тот или иной инструмент. Вы берете на себя ответственность за оценку решения, и в этом суть международного подхода к учету.

-- А когда ЦБ начнет юридически применять эту отчетность и строить на ее основе надзор?

-- Полагаю, это произойдет с 1 января 2006 года -- так же, как в странах Европейского Союза.

-- Значит, переход на международные стандарты реально откладывается?

-- Нет. Абсолютно точно, что отчетность по МСФО банки будут составлять с 2004 года. Это решение одобрено правительством, и обратного хода нет. Предполагается разработка законодательных актов, необходимых для юридического признания отчетности, составленной методом трансформации. Сейчас решается проблема взаимоувязки международных стандартов и Базельских принципов надзора. Постепенно мы будем отменять какие-то формы отчетности, и с 2006 года станем применять отчетность по МСФО для целей надзора, как и страны Евросоюза.

-- И рассчитывать нормативы именно по международной отчетности?

-- Возможно, появятся другие взаимосвязи между нормативами и отчетностью. Часть нормативов может быть нами отменена, некоторые из них, скорее всего, будут рассчитываться по-другому, нежели сейчас, поскольку со временем изменится и отчетность: есть ряд стандартов, которые совершенно очевидно будут пересмотрены и потребуют больших изменений. Например, стандарты, связанные с пенсионными фондами, операциями по хеджированию средств, операциями РЕПО...

-- А когда российские банки получат официальный перевод международных стандартов на русский язык?

-- Это очень важный вопрос, который ЦБ акцентировал в своем недавнем письме правительству. Действительно, международные стандарты базируются на английском языке. Но страны, переходящие на международные стандарты, должны иметь, на наш взгляд, сертифицированный перевод, одобренный специалистами, чтобы можно было установить, насколько он адекватен тому, что вложено в первоисточник. Нам важно получить правильное толкование каждого термина. Сейчас, по нашим сведениям, перевод выполнен Советом по международным стандартам и проходит сертификацию.

-- Недавно профессиональные ассоциации призвали государство найти источники финансирования перехода на МСФО и не перекладывать все бремя на банки...

-- Если они имеют в виду обучение специалистов, то ЦБ будет стараться помогать банкам. Но обучение может быть разным: ознакомительным, на несколько часов, чтобы понять, что такое МСФО, или профессиональным, которое требует глубоких знаний учета и отчетности. Это важно и для руководителей -- они будут оперировать другими категориями учета и отчетности. В целом требуется обучить не только бухгалтерских работников, но и многих специалистов в коммерческих банках, Банке России, статистических и налоговых органах. Поэтому, конечно, затраты коснутся всех. И ЦБ уже обучал часть своих специалистов и представителей коммерческих банков.

-- Это программа TACIS?

-- Да. Мы понимаем, что большой банк легче освоит работу по переходу на МСФО, а средним и мелким банкам необходимо обучение. Поначалу они, может быть, будут делать трансформацию российской отчетности вручную -- на данном этапе этот путь будет менее затратным, чем трансформация с помощью применения программного обеспечения.

-- Можно ли, на ваш взгляд, минимизировать риск составления банками «рисованной» отчетности по МСФО?

-- Как известно, любое правило можно нарушить. Никакие стандарты и законы не могут полностью оградить от отдельных недобросовестных людей. Конечно, нет гарантии, что в ряде случаев международная отчетность не может быть фальсифицирована. Но важно, что она дает существенно большее раскрытие информации, чем российская отчетность. По российским стандартам у нас публикуется только сам баланс, отчет о прибылях и убытках, данные о движении денежных средств, сведения о выполнении основных требований, установленных Центробанком, а МСФО раскрывают в примечаниях значительно больший объем информации по различным направлениям деятельности. В балансе эти данные содержатся, но в другой оценке или в сгруппированном виде, и вы на них не обращаете внимание.

-- Банкиры в ожидании запуска системы страхования и перехода на МСФО призывают Центробанк снизить отчисления в фонд обязательных резервов. Крупный бизнес отмечает, что макроэкономическая ситуация (стабильный курс, динамичный рост золотовалютных резервов ЦБ) позволяют это сделать, а у банков заканчиваются ресурсы для расширения кредитования. Допустима ли эта мера?

-- Те, кто занимается денежно-кредитной политикой в Банке России, безусловно, следят за тем, можно ли снизить обязательные резервы и когда это сделать. И если ЦБ говорит, что, по его мнению, этого делать не надо, значит, он видит для этого причины. Известно, что обязательные резервы мы уже не изменяли несколько лет, о чем ежегодно сообщали в наших заявлениях об экономической политике. Именно поэтому мы не повышали ФОР, хотя в отдельные моменты послекризисного периода это могло быть не только одним из самых эффективных, а, возможно, единственным инструментом для поддержания нормальной ситуации. Даже тогда мы находили возможность не повышать ФОР. Банк России повышал резервы в 1999 году, но затем старался избежать этого, чтобы способствовать достижению банками докризисных показателей. Нам это удалось. Поэтому в настоящий момент я о снижении ФОР не говорила бы и тем более не связывала бы эту меру со Стратегией развития банковского сектора. Обязательные резервы -- это инструмент денежно-кредитной политики, а не развития банков как таковых. Это тяжелый инструмент, который следует применять осторожно как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения.

-- Кстати, о стратегии. Недавно профессиональные банковские ассоциации заявили о том, что этот документ пора существенно модернизировать...

-- Даже в самой стратегии написано, что ежегодно необходимо уточнять ее положения, так как рынки и банковское дело постоянно меняются. В 2001 году нам важно было зафиксировать стратегические вопросы, которые необходимо решить для вывода банковского сектора на новый, качественный уровень. Детали могут возникать. Являясь одним из авторов стратегии, я наблюдаю за прессой и пока не вижу принципиально новых вопросов, обсуждаемых в связи с этим документом, -- все они в той или иной степени отражены в разных его разделах, речь идет об уточнении сроков и функциональных параметров развития банковского сектора.

Беседовал Юрий ВЕРЕТЕННИКОВ