|
|
N°33, 25 февраля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Европа полюбила «Пианиста»
Вручены «Сезары» и «Бафты»
В минувший уикенд Французская и Британская киноакадемии вручили свои награды. Победителем в обоих случаях стал «Пианист» Романа Полянского -- драма о музыканте-виртуозе еврейского происхождения, которому лишь чудом удается избежать гибели в нацистских лагерях (в одном из которых погибла мать режиссера). Французы назвали «Пианиста» лучшим фильмом года и наградили Полянского за режиссуру, а актера Эдриена Броуди -- за лучшую роль. Фильм также отмечен «Сезарами» за лучшую музыку, операторскую работу, звук и декорации. Последняя награда кажется особенно уместной, если вспомнить самый впечатляющий кадр фильма: умирающий от истощения герой бредет по грандиозным варшавским руинам, воссозданным на многокилометровом пространстве студии в Бабельсберге. Британцы же ограничились двумя наградами, но зато самыми важными: «Пианист» получил «Бафту» как лучший фильм, а Полянский был назван лучшим режиссером.
И в Париже, и в Лондоне фильмы, считавшиеся главными фаворитами, потерпели относительные неудачи. Криминальный мюзикл Франсуа Озона «8 женщин», претендовавший на 12 «Сезаров», не получил ни одной статуэтки. Лидеры оскаровской гонки -- «Часы» Стивена Долдри, «Чикаго» Роба Маршалла и «Банды Нью-Йорка» Мартина Скорсезе -- были и наиболее вероятными претендентами на «Бафты» (12, 12 и 11 номинаций соответственно), но в итоге никто из них не стал единоличным победителем. Кидман была названа лучшей актрисой за роль Вирджинии Вульф, а лучшим композитором стал Филип Глас («Часы»). В звездном составе мюзикла «Чикаго» британские киноакадемики выделили Кэтрин Зиту-Джоунз (роль второго плана); фильм также отмечен за звуковое решение. И наконец, лучшим исполнителем роли второго плана стал британский актер Дэниэл Дэй-Льюис, в смачной комиксовой манере сыгравший в исторической саге Скорсезе главного нью-йоркского бандита середины позапрошлого века. В итоге неожиданным победителем по числу «Бафт» оказался «Властелин колец: Две крепости» (костюмы, визуальные эффекты и «Оранжевая награда» -- приз зрительских симпатий). Две «Бафты» и один «Сезар» (лучшему фильму Евросоюза) получил Педро Альмодовар -- как сценарист и режиссер «Поговори с ней», не преминувший в очередной раз выступить с призывами к мирному разрешению американо-иракского противостояния. А «Бафту» за лучший адаптированный сценарий получил автор «Адаптации» Спайк Джоунз.
Для французов такой расклад означает, что «Сезары» становятся все более интернациональными -- основные награды достались международному проекту, в котором Франция участвовала наравне с Великобританией, Польшей, Германией и Нидерландами. Итоги голосования британских киноакадемиков позволяют предположить, что и на «Оскарах» в этом году не будет единоличного триумфатора. Что неудивительно -- глава Miramax Харви Уайнстин (компания участвовала в создании «Часов», «Чикаго» и «Банд...») настолько навострился делать полноценный оскаровский продукт, что печет теперь свои высококалорийные суперфильмы по несколько штук в год. Вот и приходится киноакадемикам разрываться между «глубоким психологизмом» («Часы»), «добротным развлечением» («Чикаго») и «пламенным призывом к терпимости и человеколюбию» («Банды Нью-Йорка»). На этом фоне у «трагедии еврейского народа» очень неплохие шансы, в том числе и на «Оскара».
Алексей МЕДВЕДЕВ