|
|
N°33, 25 февраля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
МТС оптимизировала тарифы
Компания демонстрирует гибкость ценовой политики
Компания МТС полностью обновила свои тарифы, значительно расширив спектр предложений для разных групп абонентов. Заключительным шагом в программе поэтапного введения единой системы тарифов стало вчерашнее объявление о пяти новых тарифах группы «Оптима» с федеральными номерами для низкодоходных абонентов.
Еще в начале февраля МТС заявила о введении единой системы тарифов. Разработав три основные группы тарифов, включающих 12 новых пакетов услуг, МТС решила вводить их поэтапно по группам, начав с более платежеспособных клиентов. С 14 февраля были введены тарифы группы VIP с городскими номерами для «тяжелых» абонентов, тратящих на мобильную связь более 100 долл. в месяц, а с 19 февраля -- тарифы «Бизнес» с московскими и федеральными номерами для активных пользователей, готовых тратить порядка 40--100 долл. Группа тарифов «Оптима», введенных 24 февраля, ориентирована на массовый рынок. МТС прекратит подключение по прежним тарифам 26 февраля, а до 27 апреля включительно на новые тарифы смогут перейти действующие абоненты. Единым новшеством в новых тарифах является снижение стоимости звонков в область до цены местных вызовов, а также снижение цены минуты по мере роста потребляемого трафика.
«В новой тарифной политике МТС нет ничего инновационного, это американский подход. Тарифы МТС очень похожи на систему тарифов сети «Би Лайн GSM» компании «Вымпелком», введенную в октябре прошлого года», -- полагает аналитик Альфа-банка Андрей Богданов. После «тарифных войн» на начальном этапе развития сотового рынка сейчас присутствует тенденция упрощения тарифных планов. Теперь оператор заинтересован в получении более внушительного гарантированного взноса и предлагает абоненту платить только за трафик. «Не зная структуры трафика абонентов, вряд ли можно говорить о каких-то изменениях в затратах пользователей, -- говорит г-н Богданов. -- Тем более что теперь разница в цене минуты в 1--2 цента, вероятно, не будет иметь для абонентов принципиального значения. Сейчас важнее предоставить ему качественную связь, хороший сервис, а также доступную и удобную форму оплаты».
Повышая прозрачность расчетов, МТС тем не менее не смогла совсем отказаться от абонентской платы в низко доходной группе. В трех новых тарифах «Оптима день», «Оптима вечер» и «Оптима универсал» за 3,99 долл. оператор решил совместить гибкость предложения услуг по прежним популярным тарифам «Летний» и «Санни» с абонентской платой 4 долл. Тарифы «Оптима 100» и «Оптима 200» повторяют схему всей остальной линейки новых тарифов МТС и включают 100 и 200 минут трафика за 14,99 и 21,99 долл. Это примерно сопоставимо с ценой подобных пакетов услуг «Би Лайн».
«МТС с некоторым опозданием проводит ту же стратегию, что и «Вымпелком», -- говорит пресс-секретарь «Вымпелкома» Артем Минаев. С самого начала активного регионального развития с сентября 2001 года «Би Лайн» предлагает региональным абонентам два основных тарифа -- «Классический» (с федеральным или городским номером) и базовый prepaid-пакет услуг «Би+». «В октябре прошлого года «Би Лайн» унифицировал линейку столичных тарифов, а в течение этого года намерен перейти на единую систему тарифов на всей территории действия сети», -- сообщил г-н Минаев.
Действия МТС тем не менее не остались без ответной реакции конкурента. На прошлой неделе «Би Лайн» ввел тариф с московским номером «Супер 30» -- 30 минут трафика за 11 долл в месяц, снизив таким образом порог вхождения в группу «Супер». Ранее минимальный платеж за подключение с московским номером составлял 22 долл. в пакете «Супер 100». В активе «Вымпелкома» остались еще два, безусловно, конкурентных предложения -- это перенос неиспользованных минут, а также возможность выбора способа тарификации (с первой или со второй минуты разговора).
«Обновляя тарифы, МТС вряд ли идет на снижение цен. Она всегда была ценовым лидером в Москве», -- говорит эксперт ИК «Финанс-Аналитик» Наталья Мильчакова. Компания охватила наибольшую часть высокодоходных абонентов в столице, и теперь ей важно завоевывать регионы, говорит аналитик. «МТС всегда отличалась гибкой тарифной политикой, тем не менее в регионах она проигрывает «Вымпелкому». Он действует более гибко, проводя единую тарифную региональную политику», -- отмечает г-жа Мильчакова. Кроме того, путем совершенствования тарифной политики МТС может повысить свою капитализацию. «ADR МТС вряд ли можно считать недооцененными, их цена близка к показателям компаний развивающихся стран. Сейчас интерес западных инвесторов скорее могут представлять бумаги «Ростелекома» и других «дочек» «Связьинвеста», имеющих большой потенциал роста после успешного завершения реорганизации», -- полагает эксперт. Вместе с тем новая тарифная политика МТС может дать дополнительный импульс к росту котировок ее акций на международном рынке, считает г-жа Мильчакова.
Надежда КОСТЮК