|
|
N°33, 25 февраля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Президенты сообразили на четверых
Исторический момент подписания заявления президентов России, Белоруссии, Казахстана и Украины о подготовке к формированию единого экономического пространства не видел никто из журналистов. Прессе разрешили зафиксировать лишь ту подчеркнуто торжественную атмосферу, в которой Владимир Путин, Александр Лукашенко, Нурсултан Назарбаев и Леонид Кучма в Екатерининском зале Кремля рассказали о результатах своего приватного общения. Поскольку все это происходило в День защитника Отечества сразу же после возложения президентами венков к Могиле Неизвестного Солдата, результаты выглядели если не сенсационными, то уж точно неожиданными. Еще накануне многие наблюдатели, обнаружив, что к лидерам «славянской» тройки (Россия, Белоруссия и Украина) присоединится задержавшийся в российской столице по просьбе Путина президент Казахстана, дружно предсказывали: «четверка» будет консолидироваться по иракской проблеме.
К счастью, стремлений изменить не зависящий от них ход «иракских» событий в Москве и других союзных с ней столицах уже не испытывают. Здесь занялись сугубо «домашними» делами, решив вдохнуть новую жизнь в многострадальную эпопею создания зоны свободной торговли (ЗСГ) в СНГ. История тянется без малого 10 лет с апреля 1994 года, когда было подписано соответствующее соглашение. С тех пор воз и поныне там. Три недели назад Владимир Путин на неформальном саммите СНГ в Киеве вынужден был признать, что именно Россия не готова в полной мере принять «прогрессивные» условия функционирования ЗСГ. Москва, будучи основным экспортером энергоресурсов в страны Содружества, не может позволить себе отказаться от взимания НДС в стране-производителе без огромного урона для своей казны. Путин, тем не менее, обещал уже к июлю подготовить документы о «мягком», постепенном вхождении России в зону свободной торговли Содружества.
«Юрьев день» случился в День защитника Отечества... Игра начинается по-новому, теперь подготовкой ЗСГ займется отдельно взятая структура внутри СНГ. В будущем она станет называться Организацией региональной интеграции (ОРИ). До этого пройдут переговоры о «формировании единого экономического пространства, согласованной экономической политики по ряду направлений, гармонизации соответственного законодательства и создании единой регулирующей межгосударственной независимой Комиссии по торговле и тарифам». Чтобы создание ОРИ было делом обеспеченным, четыре президента учреждают для этого «совместную Группу высокого уровня».
Пожалуй, определение «независимая» является в этих строчках ключевым. В контексте заявления «четверки» комиссия должна стать наднациональным органом, решения которого обязательны к исполнению правительствами каждой из стран. Что это может означать, скажем, для такого «несгибаемого» лидера, как г-н Лукашенко, можно только догадываться... Поэтому возникает ощущение, что все произошедшее в Москве в прошлые выходные есть не что иное, как попытка «разбавить» трудно осуществляемые, с точки зрения Москвы, реалии российско-белорусского государства в перспективах нового, уже «чисто конкретно» экономического союза. Было заметно, что белорусский батька выглядел в Кремле не слишком веселым. Он ни разу, против обычного, не упомянул о Союзе России и Белоруссии, как образце для подражания всего СНГ. Лукашенко лишь горестно заметил, что «мы нигде не нужны, кроме своих стран». Даже, если в отношении России и Казахстана с их нефтью и газом это кажется некоторым преувеличением, то, по сути, г-н Лукашенко прав. Но вот смогут ли в Минске успеть к сентябрю изменить свое законодательство для образования ОРИ, как торжественно обещали президенты «четверки», большой вопрос. И кто тогда уже окажется «крайним», догадывайтесь сами.
Во всяком случае такая участь не грозит Киргизии и Таджикистану. Верные члены ЕврАзЭС -- экономической организации, теперь уже, кажется «почившей в бозе», не были приглашены в число учредителей ОРИ.
Аркадий ДУБНОВ