|
|
N°33, 25 февраля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Челночная» дипломатия
«Росавиакосмос» и НАСА предлагают европейцам полноценное партнерство
Руководители НАСА, похоже, не намерены дальше бравировать, обещая быстро возобновить полеты шаттлов, прерванные катастрофой челнока Columbia 1 февраля. Расследование причин гибели многоразового корабля затягивается, и президенту Джорджу Бушу в конце минувшей недели пришлось даже подписать документ о выделении Национальному агентству по аэронавтике и освоению космического пространства дополнительно 50 млн долларов для оплаты труда привлекаемых экспертов. Однако едва ли эти деньги смогут существенно ускорить процесс сбора и обработки информации: специалисты сейчас увлеклись спорами о том, какой именно размер царапины на левом крыле челнока мог вызвать при вхождении в плотные слои атмосферы повышенную турбулентность, приведшую к разрушению корабля. А до оглашения экспертами окончательного вердикта все шаттлы останутся на земле, в том числе и Atlantis, который должен был лететь в марте и уже находится на космодроме на мысе Канаверал.
В такой ситуации НАСА и «Росавиакосмосу» удалось на удивление быстро договориться о сокращении экипажей длительных экспедиций на Международную космическую станцию. Как утверждает генеральный директор «Росавиакосмоса» Юрий Коптев, в течение двух недель партнерам по проекту МКС предстоит юридически закрепить положение, согласно которому в состав основных экспедиций будут включаться лишь по одному представителю от России и США. И первый «урезанный» экипаж, Юрий Маленченко и Эдвард Лу, уже сменил место подготовки. Из США, откуда седьмая основная экспедиция должна была отправиться на орбиту, космонавты переехали в подмосковный Звездный городок. По словам специалистов, старт корабля «Союз ТМА-2», ранее намечавшийся на 26 апреля, вероятнее всего, будет перенесен на начало мая.
При этом глава «Росавиакосмоса» довольно четко дает понять, что отечественная космическая отрасль не в состоянии взять на себя бремя спасителя МКС. По словам г-на Коптева, для сохранения станции в работоспособном состоянии необходимо увеличить финансирование запусков российских кораблей более чем на 2,5 млрд рублей. Причем часть этих средств потребуется уже в первом полугодии 2003-го -- чтобы заложить строительство новых «Союзов» и грузовых «Прогрессов», которые нужно будет отправить на орбиту в следующем году. Учитывая традиционно скромный размер ассигнований из российского бюджета, Юрий Коптев выразил надежду «на благоразумие и справедливость подхода наших партнеров по МКС».
Однако «благоразумие» НАСА, как известно, ограничено не только урезанным бюджетом американского агентства (аналитики утверждают, что в реальных деньгах он не составляет и половину того, что выделялось в середине 60-х), но и принятым в 2000 году законом, запрещающим финансирование из-за океана космических программ России, подозреваемой в поставках ракетных и ядерных технологий Ирану. От Японии и Канады, считает Юрий Коптев, тоже не приходится ждать увеличения доли финансирования. Поэтому сегодня «Росавиакосмос» и НАСА с двух сторон активно предлагают изменить партнерский статус Европейскому космическому агентству. Если европейцы согласятся пересмотреть свою долю в проекте МКС, глава «Росавиакосмоса» не исключил возможности сохранения полноценных экипажей станции из трех космонавтов, один из которых будет представлять именно Европу.
Олег Волков