|
|
N°33, 25 февраля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не присоединившиеся к войне
Противники силовой политики США собрались в Малайзии
Северная Корея и Ирак - эти две острые темы стали главными в повестке дня тринадцатого саммита Движения неприсоединения, начавшегося вчера в столице Малайзии Куала-Лумпуре. По уровню представительности движение уступает лишь ООН. Здесь предпринимается одна из последних попыток остановить войну в Персидском заливе. Около 12 тысяч делегатов из 114 стран Азии, Африки и Латинской Америки (из них более пятидесяти - первые лица государств, включая кубинца Фиделя Кастро, афганца Хамида Карзая, пакистанца Первеза Мушаррафа, южноафриканца Табо Мбеки, короля Марокко Мухаммада VI) пытаются остановить углубление кризисов вокруг Багдада и Пхеньяна. Россия присутствует на саммите в качестве гостя, нашу делегацию возглавляет замминистра иностранных дел Алексей Мешков.
Споры вокруг текста проекта итоговой декларации саммита продолжались два дня. По решению большинства стран Азии, Африки, Ближнего Востока и Южной Америки возможная военная операция США против Ирака в проекте все же не будет называться «агрессией».
Глава иракской делегации вице-президент Таха Ясин Рамадан прибыл в Куала-Лумпур в сопровождении министров иностранных дел и информации. Согласно его заявлению, Багдад рассматривает вопрос об уничтожении ракет «Ас-Сумуд-2», которые, по мнению США и инспекторов ООН, могут превышать установленные для Ирака ограничения. «Мы обсуждаем этот вопрос с представителями ООН, с которыми находимся в постоянном контакте», - заявил иракский вице-президент. Глава МИД Ирака Наджи Сабри Хадиси подчеркнул корреспонденту газеты «Время новостей», что «Ирак намерен сделать все возможное, чтобы избежать войны, в частности, Багдад продолжит сотрудничество с международными инспекторами по разоружению».
Выступление хозяина саммита, премьера Малайзии Махатхира Мохамада, было самым резким и смелым - редко кто обрушивается сегодня с такой прямотой на американцев за их желание властвовать во всем мире. Малайзийский премьер не считает, что Ирак, как уверяют американцы, средоточие «мирового зла». Махатхир говорил о двойных стандартах, когда, например, израильтянам позволяется то, что запрещено остальным. Он призвал обратиться к более реальным проблемам, подробно остановясь на противоречиях «между богатым севером и бедным югом». При этом Махатхир загадочно обмолвился, что «на севере у юга есть союзники». Ранее малайзийский премьер заявлял, что не поддержит войну, даже если за нее проголосует Совбез ООН, тем более что «боевые действия будут восприняты мусульманами всего мира как война против ислама, и это приведет к новой волне терактов». При подготовке к конференции Движения неприсоединения малайзийские власти учли это обстоятельство: безопасность участников саммита обеспечивали около 9 тысяч полицейских.
Предполагается, что по завершении саммита его участники выступят с единым антивоенным заявлением по Ираку. Однако тема войны в Персидском заливе будет продолжена: на конец недели в Куала-Лумпуре запланирована неформальная встреча лидеров мусульманских государств по иракскому вопросу.
«На Ирак вы нападаете, потому что он беззащитен. А Северную Корею вы атаковать не смеете, потому что у нее есть чем защититься», - сказал накануне открытия конференции малайзийский премьер. Куала-Лумпур готов выступить посредником между Пхеньяном и Вашингтоном. Еще в пятницу в теплую, но дождливую малайзийскую столицу прибыл министр иностранных дел КНДР Пэк Нам Сун. «Корейцы - большие патриоты своей страны, они просто не могли позволить себе, чтобы кто-то безнаказанно угрожал их родине или запугивал их», - считает Махатхир Мохамад. Ободренные его словами представители Северной Кореи рассчитывали, что члены Движения неприсоединения осудят позицию Вашингтона. Но вместо этого участники саммита призвали Пхеньян вновь присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия.
Вчера и позавчера в Куала-Лумпуре прошли мощные митинги и демонстрации, участники которых требовали от США и всего мира урегулирования кризисов вокруг Ирака и Северной Кореи мирными путями. Движение неприсоединения уверено, что такие пути есть. Было бы только желание у сильных мира сего отыскать их.
Елена СУПОНИНА, Куала-Лумпур