|
|
N°165, 13 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Игристое банкротство
Ростовский комбинат шампанских вин под внешним управлением
На Ростовском комбинате шампанских вин введено внешнее управление. Главный кредитор -- государство -- в течение года попытается оздоровить предприятие. Основная проблема, с которой столкнется внешний управляющий комбината Светлана Несмеянова, -- сбыт готовой продукции.
Крупнейший на юге России производитель шампанского в состоянии ежегодно выпускать порядка 28 млн бутылок игристого вина. Но после августовского кризиса 1998 года у ростовчан начались проблемы со сбытом. Если в 1997 году комбинат выпустил 20 млн бутылок шампанского и сформировал четверть городского бюджета Ростова-на-Дону, то в 1998 году было произведено всего 14,6 млн бутылок. Провальными стали предновогодние продажи: спустя четыре месяца после девальвации рубля большинству россиян было не до шампанского. С тех пор объемы производства только падали, хотя отпускная цена ростовского шампанского в течение двух лет оставалась неизменной (ее удерживали за счет снижения рентабельности производства, которая за последние три года упала с 56 до 2--3%).
Маркетинговые исследования, проводившиеся по заказу комбината, подтверждали, что с 1998 года шампанского в России стали пить меньше. Вместе с тем на традиционных рынках сбыта -- на Северном Кавказе и в Москве -- конкурентная ситуация усложнилась. Например, на Северном Кавказе несколько лет назад было всего три производителя игристого вина: Ростовский и Цимлянский комбинаты и Абрау-Дюрсо. Теперь их почти десяток: Дербентский завод шампанских вин, заводы по производству шампанского в Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Ставропольском крае. Появилась и масса подпольных цехов. Естественно, тот же Ставропольский край или Дагестан стали меньше покупать ростовского шампанского.
Внешнему управляющему Ростовский комбинат достался в редком для такого рода случаев состоянии. На предприятии нет долгов по зарплате, несмотря на то, что из-за проблем со сбытом последние три месяца комбинат простаивал. Да и кредитор у предприятия по сути один -- бюджет. При этом на 1 января 2000 года у комбината вообще не было никакой задолженности, в прошлом году он заплатил в бюджеты различных уровней около 100 млн рублей.
Долги государству еще выверяются, но в любом случае их сумма не катастрофическая. Сейчас начинается сезонный всплеск спроса на шампанское, и наверняка у комбината в ноябре-декабре не будет проблем с загрузкой: по словам Светланы Несмеяновой, до конца года планируется выпустить до 5 млн бутылок. А вот что делать комбинату в межсезонье -- это и есть главный вопрос, ответ на который должны найти внешний управляющий и команда менеджеров комбината. Надо либо «задавить» конкурентов, чтобы иметь возможность ежегодно сбывать не менее 11 млн бутылок шипучего напитка (минимальная загрузка предприятия для нормальной работы), либо перейти к сезонному принципу работы, как это делают западные компании. Второй вариант вряд ли осуществим: даже законсервированный на весну-лето комбинат потребует больших текущих расходов. Куда реалистичнее выглядит освоение в межсезонье выпуска какой-то другой продукции, вроде минеральной воды, консервов или неигристых вин.
Игорь БУРАКОВ, Ростов-на-Дону