|
|
N°32, 21 февраля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Россия не видит оснований для силовых действий в Ираке»
На вопросы газеты «Время новостей» ответил постоянный представитель Российской Федерации в ООН Сергей ЛАВРОВ.
-- США и Англия готовятся представить Совету Безопасности ООН проект второй резолюции по Ираку, которая, как они считают, развяжет им руки для применения силы против Багдада. Какой будет позиция России, если этот проект появится?
-- Это зависит от того, что в нем будет написано. В любом случае, как это подтверждали президент и министр иностранных дел России, сейчас мы не видим оснований для силовых действий. В условиях, когда Ирак все активнее сотрудничает с инспекторами ООН и реагирует на их конкретные просьбы и пожелания, Совету Безопасности нет нужды принимать какую-либо новую резолюцию. Если речь пойдет о том, что самим инспекторам потребуется что-то дополнительное к тому мандату, который у них уже есть, -- тогда конечно же рассмотрим, нужно ли для этого принимать резолюцию. Российские руководители не раз говорили, что если Ирак начнет блокировать работу инспекций и перестанет сотрудничать с инспекторами, тогда тоже будет новая ситуация... Пока же никаких оснований для того, чтобы Совбез менял курс, единогласно определенный резолюцией 1441, мы не видим.
-- Утверждается, что на заседании Совбеза 14 февраля США оказались в изоляции и это обстоятельство отложило сроки их военной операции...
-- Я вообще не считаю правильным смотреть на этот вопрос в таком разрезе. Извините, но это все досужие измышления «пикейных жилетов». Это не та ситуация, когда главным направлением работы СБ ООН является изоляция кого-то. С нашей точки зрения, главное -- это обеспечить единство совета на основе той линии, которая одобрена резолюцией 1441. А это значит сохранить за инспекторами все необходимые полномочия для того, чтобы они убедились, есть в Ираке оружие массового уничтожения или нет. И они этим занимаются. На последнем заседании СБ гг. Бликс и Аль-Барадеи подтвердили, что у них нет данных, что Ирак продолжает работы в области оружия массового уничтожения. Таковы факты. И с ними однозначно, по-моему мнению, согласились участники заседания СБ ООН 14 февраля.
-- Каким вы видите дальнейшее развитие событий вокруг Ирака?
-- СБ ООН продолжит заниматься этим вопросом. 1 марта поступит очередной, на этот раз уже официальный, доклад инспекторов об их деятельности. А до этого состоится заседание Комиссии по мониторингу, в работе которой примет участие и российский представитель, замминистра иностранных дел Юрий Федотов. К этому заседанию Ханс Бликс подготовит перечень конкретных предложений и вопросов, которые необходимо прояснить. Это уже будет не просто иллюстрация, что нужно Ираку сделать, а исчерпывающее перечисление критериев, которым Ирак должен соответствовать. Мы за такой документ боролись все последние годы. И надеемся, что после его одобрения Комиссией по мониторингу он будет принят и Советом Безопасности.
-- Поспевает ли ООН за развитием событий? Не получится ли так, что после начала односторонней военной акции США и их союзников против Багдада ООН вообще лишится возможности влиять на ситуацию и окончательно утратит авторитет?
-- Я не думаю, что ООН утратит роль в современном мире. При любом развитии событий вокруг той или иной проблемы ООН в последние годы лишь укрепляла свой авторитет. Я не хочу проводить аналогий, но когда НАТО пошло в обход ООН в решении косовской проблемы, когда Югославия была атакована даже без попытки обсудить этот вопрос в СБ и когда большинство членов ООН эту одностороннюю акцию не поддержало, в конечном счете мирное решение и перевод ситуации из силового в политическое русло состоялись через механизмы ООН, через разработку резолюции СБ. Я не хочу гадать, может ли то же самое произойти в ситуации вокруг Ирака. Косовским примером я хочу подчеркнуть, что без ООН в современном мире любой крупный конфликт, выходящий за рамки одной страны и имеющий либо региональное, либо более широкое, международное измерение, не может быть эффективно урегулирован. Такой конфликт не будет иметь шансов на урегулирование без координирующей роли ООН.
-- Не станет ли новым «яблоком раздора» для СБ появление в его повестке дня вопроса о ядерной программе Северной Кореи?
-- Мы считаем, что нет ничего необычного в том, что этот вопрос встанет на Совете Безопасности. Как известно, само правительство КНДР направило письма Генсеку ООН и председателю СБ, информируя их о своей позиции в вопросе о выходе из Договора по нераспространению ядерного оружия. 12 февраля совет управляющих МАГАТЭ принял долго обсуждавшуюся резолюцию, в которой кроме пункта с несогласием нарушения Пхеньяном его обязательств по ДНЯО содержится пункт, привлекающий внимание Генсека и СБ ООН к этой проблеме. Такая процедура предусмотрена самим договором о нераспространении и правилами МАГАТЭ. Мы воздержались не потому, что не в курсе юридических оснований для подобного шага, а потому, что мы убеждены, что на практике данная проблема с учетом всех факторов может быть урегулирована в рамках прямого диалога между США и КНДР. Обе стороны, кстати, с этим согласны. Однако наши американские партнеры полагают, что полезно использовать многосторонние рамки, поскольку вопрос касается всего Корейского полуострова и прилегающего региона в целом. Мы не возражаем и готовы работать в многостороннем формате с КНДР, в т.ч. используя механизмы СБ, но при обязательном понимании, что это будет не изолированный процесс, а процесс, сопровождающий двусторонний диалог между Вашингтоном и Пхеньяном. В этом я вижу ключ к урегулированию этой проблемы.
Беседовал Николай СНЕЖКОВ, Вашингтон