|
|
N°32, 21 февраля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Правительство хочет 8% роста экономики
Правительство вчера одобрило в целом разработанный Минэкономразвития проект программы социально-экономического развития России до 2005 года. Глава министерства Герман Греф уверен, что если ее удастся реализовать, то темпы роста ВВП в 2007--2015 годах составят 7--8% в год. Однако такого роста удастся достичь только в случае изменения структуры экономики, опережающего развития обрабатывающих отраслей. Если же Россия будет продолжать сидеть на нефтяной игле, ждать такого роста -- только расстраиваться. Как сказал г-н Греф, при «инерционном сценарии», то есть в случае невыполнения программы, в ближайшие 6--8 лет рост будет 1--2% в год, а в некоторые годы может даже наблюдаться спад. Впрочем, от нефтяной зависимости уйти до конца не удастся.
Как сообщил газете «Время новостей» правительственный источник, в ходе заседания премьер Михаил Касьянов выпытывал у г-на Грефа, действительно ли предлагаемые меры обеспечат рост в 7--8%. Глава МЭРТ признал, что при плохой внешнеэкономической конъюнктуре удастся выйти только на 5,5%. Главе правительства это явно не понравилось. Он поставил задачу в любом случае обеспечить 7--8-процентный рост при среднегодовой цене на российскую нефть не менее 18 долларов за баррель. Премьер считает, что такой потенциал у России есть.
В стремлении направить инвестиции не в сырьевые отрасли, куда сегодня идет их основной поток, а в перерабатывающие, премьер даже поставил вопрос, а не слишком ли велика инвестиционная привлекательность «нефтянки». Г-н Греф сказал, что снижать ее все же не надо. Глава правительства не оставил без внимания и проблему снижения налогов. Возобновлять спор с Минфином г-н Греф не стал. Он просто повторил уже формально согласованную ведомствами позицию. Однако г-н Кудрин все же внес интригу. По словам одного из участников заседания, министр финансов дал понять, что пока остается открытым вопрос введения с 2004 году механизма «инвестиционной премии». Оказывается, принятие такого решения выбивает из бюджетов субъектов федерации в 2004 году 100 млрд рублей. Если учесть намеченное повышение зарплат бюджетникам, на что нужно 120 млрд рублей, то регионам придется где-то искать аж 220 млрд рублей.
В связи с «трудностями» со снижением налогов главным препятствием для реализации программы были объявлены высокие административные барьеры. После заседания Герман Греф прямо заявил, что «существующий сегодня государственный аппарат не сможет обеспечить реализацию разработанной программы». Тем не менее кабинет министров поручил главе МЭРТ доработать документ, не дожидаясь успехов административной реформы, -- к 10 апреля.
Будет дорабатываться и еще один вопрос, обсуждавшийся вчера кабинетом, -- развитие ипотеки. Вчера выяснилось, что, несмотря на всеобщую радость по поводу якобы ставшего возможным выселения неплатежеспособного заемщика из заложенной квартиры (для устранения этого препятствия в интересах кредиторов были изменены несколько правовых актов, причем с неимоверными усилиями), ликование общественности оказалось преждевременным: с начала февраля вступил новый Гражданско-процессуальный кодекс, который своей 446-й статьей «не допускает обращения взыскания на заложенное жилое помещение, если оно является для заемщика единственным». Как сказал статс-секретарь Госстроя Владимир Пономарев в своем докладе на правительстве, в результате может «прекратиться и так недостаточное массовое кредитование банками населения под покупку жилья -- ведь вероятность возврата кредита сводится к нулю». К 1 марта правительству должен быть представлен доработанный план законодательной работы по созданию системы ипотеки. В частности, требует доработки проект изменений в Налоговый кодекс в части отмены налогообложения недвижимости, приобретаемой в собственность, и увеличения размера налогового вычета при строительстве или приобретении гражданами квартир с 600 тыс. рублей до 1,2 млн рублей.
Сергей Алексашенко, заместитель председателя правления холдинга «Интеррос»: Если дела будут обстоять так, как последний год, и если учитывать то, что делалось последние два года, то никаких шансов выйти к 2007--2008 годам на 7--8-процентный экономический рост у нас нет. Пока эту программу можно воспринимать лишь как декларацию о намерениях. По налоговым реформам еще судить рано. Нужно дождаться реальных законопроектов, потом того, как они пройдут через Государственную думу, и т.д. Что касается административной реформы, то, на мой взгляд, нужно не только ее проводить, нужно еще и военную, и судебную реформу до конца довести. Это как минимум три политические реформы, которые необходимы. И если хотя бы одна из них не будет реализована, то роста у нас никакого ждать не приходится. Это абсолютно необходимое условие. Необходимо все проводить в комплексе.
Михаил ВОРОБЬЕВ, Ольга КОЛЕВА, Владислав ДОЛГОВ