|
|
N°31, 20 февраля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Языковой барьер
Чеченскому референдуму требуется авторитетный переводчик
При подготовке референдума, намеченного в Чечне на 24 марта, возникли неожиданные лингвистические проблемы. Такое признание сделал вчера в Ростове-на-Дону заместитель полпреда президента в Южном федеральном округе Николай Слепцов. По словам г-на Слепцова, знатоки чеченской словесности предложили три различных варианта перевода с русского тех вопросов по конституции республики, которые выносятся на обсуждение жителей Чечни. Поскольку вопросы референдума должны одновременно формулироваться на двух языках -- русском и чеченском, лингвистические разночтения стопорят процесс изготовления бюллетеней. Федеральные власти всерьез опасаются, что малейшие сомнения в адекватности перевода дадут противникам референдума лишний повод опротестовать законность его итогов. По словам Николая Слепцова, сейчас идет активный поиск наиболее авторитетного специалиста по чеченскому языку, чье экспертное заключение выдержало бы любое возможное судебное разбирательство.
Впрочем, за месяц, оставшийся до референдума, федеральным и чеченским властям предстоит решить и другие проблемы. В частности, сейчас форсированными темпами идет погашение долгов по зарплатам, пособиям и пенсиям за декабрь и январь, возникших в республике из-за известных кадровых перестановок в правительстве Чечни. Например, до сих пор не получили причитающихся им денег 10,5 тысячи чеченских переписчиков. Это наиболее активная и сознательная часть жителей Чечни, и именно на них делается ставка при подготовке к референдуму. Впрочем, как заверил Николай Слепцов, долг перед переписчиками в размере 12 млн рублей сейчас наполовину уже погашен, вторая половина денег будет выплачена после того, как будут восстановлены бухгалтерские ведомости, сгоревшие при взрыве здания правительства Чечни 27 декабря прошлого года.
Параллельно в течение двух-трех недель будет составлен окончательный список тех, кто имеет право голосовать на предстоящем референдуме. Это совершеннолетние граждане России, которые либо сейчас зарегистрированы на территории республики, либо имели чеченскую прописку до начала контртеррористической операции и до сих пор нигде больше не зарегистрированы. Это ориентировочно 500 тыс. человек, которые по действующему законодательству должны выразить свое волеизъявление исключительно в избиркомах самой Чечни. Для этого 24 марта между приграничными районами республики и территориями соседних регионов -- Ингушетии, Дагестана, Ставропольского края, где компактно проживают беженцы из Чечни, -- будет организовано специальное бесплатное автобусное сообщение. Также право проголосовать на референдуме получат примерно 15--17 тысяч военнослужащих, расквартированных в Чечне на постоянной основе. Командированные в Чечню солдаты и офицеры, а также представители федеральных ведомств голосовать не смогут.
Игорь БУРАКОВ, Ростов-на-Дону