|
|
N°31, 20 февраля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Илья Клебанов тоже хочет снижать налоги
Коллегия Минпромнауки вчера пыталась определить меры, которые позволят преодолеть тенденцию к замедлению роста промышленного производства. По итогам прошлого года он составил всего 3,7%. Причем если в отраслях, ориентированных на экспорт, все в порядке, то, например, в обрабатывающем секторе дела идут намного хуже. Первый замминистра Андрей Свинаренко объясняет это, в частности, недостаточной инвестиционной активностью, сдерживают которую неэффективные механизмы налогообложения и тарифного регулирования. По убеждению Минпромнауки, все это тормозит привлечение в производство новых технологий, снижает конкурентоспособность предприятий. Поэтому г-н Свинаренко настаивает на изменениях в налоговой системе, которые дадут положительный результат именно в обрабатывающих отраслях. Тем самым Минпромнауки солидаризировалось с премьером Михаилом Касьяновым, заявившим на прошлой неделе в Госдуме, что налоговую нагрузку предполагается снижать в первую очередь в перерабатывающих отраслях. Вообще, позиция Минпромнауки по налоговым новациям, которая широко не афишировалась, судя по всему, ближе к точке зрения Минэкономразвития. В отличие от Минфина, который ставит во главу угла максимальное снижение рисков для бюджета, ведомствам Ильи Клебанова и Германа Грефа нужны проценты экономического роста, а этого почти невозможно достигнуть без существенного снижения налогов. Исходя из общих интересов, Минпромнауки поддерживает и разработанный Минэкономразвития законопроект о свободных экономических зонах, в которых предполагается установить облегченный налоговый и таможенный режимы. «Это необходимо сделать в целях реализации конкретных инновационных проектов», -- утверждает г-н Свинаренко. И тут же объясняет, что именно инновационный путь сегодня единственно возможный для повышения конкурентоспособности отечественной промышленности. «Эффект девальвации исчерпан», -- подчеркнул он.
Известно, что Минпромнауки хочет использовать СЭЗ для привлечения инвестиций в базовую отрасль промышленности -- автопром, в частности в предприятия по производству автокомпонентов. Правда, о таких перспективах на коллегии речь не шла. Председатель совета директоров Владимир Каданников завел старый разговор о защите от иномарок, массовый наплыв которых привел к снижению производства на ВАЗе в прошлом году. «Отечественный рынок должен оберегаться, это основа благополучия страны», -- сказал он. Пугающее автомобилистов слово «пошлина», правда, так и не прозвучало. Однако не только старые иномарки мешают нашим автопроизводителям делать дешевые, а потому пока конкурентные на рынке машины. Еще и все время растущие тарифы на услуги МПС, металл, электроэнергию, газ. В прошлом году затраты на один рубль продукции составляли 86,9 копейки, а сегодня уже 88,5 копейки, говорит г-н Каданников. «Быть конкурентоспособным все труднее и труднее», -- резюмировал руководитель ВАЗа. В ответ на жалобу Илья Клебанов посоветовал российскому автопрому смелее кооперироваться с известными зарубежными производителями, чтобы строить современные машины.
Михаил ВОРОБЬЕВ