|
|
N°31, 20 февраля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Ситуация, которую мы уже проходили»
Один из самых популярных сейчас вопросов -- выгодны ли при укреплении российской валюты рублевые банковские вклады. А дело здесь прежде всего в том, в какой валюте мы в данную схему сбережений входим и в какой выходим. Формально, если мы открываем рублевый счет (например, депозитный) и с ним работаем или вкладываемся в какие-то бумаги, то с учетом инфляции получаем либо убыток, либо небольшую прибыль. Но если мы ориентируемся на иностранную валюту, тогда все получается гораздо интереснее. Собственно говоря, международные внешние инвесторы так и действуют. Они входят на рынок с иностранной валютой, конвертируют ее в рубли, начинают с ними работать и выходят точно так же, конвертируя рубли назад в иностранную валюту. Было бы вообще отлично, если бы при этом существовал рынок форвардных контрактов, который позволял бы страховать вложения в иностранной валюте. Тогда я, например, вхожу в российский рынок на полгода с долларами, конвертирую их в рубли, работаю с ними и заодно плачу премию страховщикам-хеджерам за то, что они мне страхуют риски изменения обменного курса. С этой точки зрения работа в российских рублях сейчас выгодна. Но только не тем физическим и юридическим лицам, которые изначально ориентируются на работу с рублями (потому что у нас фактически отрицательные реальные процентные ставки).
Кроме того, если бабушки начнут переводить свои сбережения в рубли и оперировать ими (поскольку им объяснили, что при обещанном гарантированном укреплении реального обменного курса рубля российские финансовые инструменты в рублях будут более привлекательны, чем в долларах), то долларовые пассивы российской банковской системы существенно возрастут, равно как и активы в рублях. И это будет абсолютным повторением ситуации 1997 года, когда банки в основном привлекали доллары, а размещали свои средства в рублях. Тогда основным риском станет риск девальвации. Предположим, США победоносно завершает операцию в Ираке, доллар резко идет вверх, а банки должны отдать вкладчикам именно доллары. Возникает провал, когда банки не могут исполнить свои обязательства в силу того, что называется невыравненной валютной позицией.
Сейчас банкам все равно ничего другого не остается: привлекать средства реально приходится в долларах, а чтобы заработать прибыль, надо работать в рублях. Совершенно типичная ситуация, которую мы уже проходили. И если наши монетарные власти не хотят еще раз воспользоваться дефолтом, то должны учитывать и эти тенденции.
Алексей ВЕДЕВ, генеральный директор аналитической лаборатории «Веди»