|
|
N°30, 19 февраля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ужас в подземелье
Сумасшедший устроил поджог в южнокорейском метро
Вчера президент Южной Кореи Ким Дэ Чжун объявил станцию «Чонганно» метрополитена третьего по величине города страны Тэгу «специальной зоной бедствия». Не менее 52 человек погибли, еще 138 получили ожоги и отравлены ядовитым дымом в результате пожара, охватившего два поезда. 155 пассажиров и сотрудников метрополитена все еще числятся пропавшими без вести, и большинство из них скорее всего мертвы.
Пожар возник около десяти часов утра в результате поджога. Уже через два часа полиция задержала вероятного поджигателя. Это водитель грузовика Ким Дэ Хан, ему около 50 лет. Пассажиры на станции видели, как он достал из сумки пластиковый пакет из-под молока и поднес к нему зажигалку. Они пытались помешать ему, но не успели. Преступник бросил в вагон емкость (очевидно, с зажигательной смесью), она немедленно вспыхнула, огонь очень быстро охватил все шесть вагонов поезда, а потом и еще один подъехавший к станции состав.
По словам спасателей, в вагонах находятся десятки обгоревших почти до скелетов тел, от некоторых остался только пепел. Все застилал густой ядовитый дым от горевших синтетических материалов. Сотни людей в панике забили выходы из подземки, многие погибли в давке. Платформа усеяна обувью и личными вещами пассажиров. Электрическое освещение автоматически отключилось, станция погрузилась во тьму. Пожарные, спасатели с кислородными баллонами и «скорая помощь» прибыли на место моментально, но взять под контроль ситуацию удалось только через три с половиной часа.
По мнению полиции, поджигатель Ким Дэ Хан -- сумасшедший. Он заявил, что совершил страшное дело в отчаянии, поскольку из-за неправильного лечения в одной из клиник восточной медицины в 2001 году состояние его здоровья ухудшилось, и он уже предупреждал свою семью о намерении поджечь ненавистную лечебницу. Почему он в итоге выбрал метро, неизвестно. Кошмарные последствия его черного дела ликвидируют 3,2 тыс. человек, единственная действующая линия городского метро, идущая через центр, вышла из строя. На совести поджигателя по мере продвижения спасательных работ появится еще немало жизней. Сам он практически не пострадал.
Семьям жертв трагедии будет оказана финансовая помощь и предоставлены налоговые льготы. Масштабы бедствия поистине огромны. До сих пор правительство страны лишь дважды принимало такое решение: в первый раз, когда 29 июня 1995 года рухнуло здание столичного универмага «Самбун», и затем после лесных пожаров в горах на восточном побережье в апреле 2000 года. Президент России Владимир Путин послал президенту Республики Корея телеграмму с выражением искреннего сочувствия родным и близким пострадавших.
8 января 1977 года в Москве в вагоне поезда метро между станциями «Измайловская» и «Первомайская» взорвалась бомба. В результате теракта погибли 7 человек, 37 получили ранения. Как установило следствие, взрывы в Москве организовали трое жителей Еревана, которые были арестованы в ноябре того же года.
18 ноября 1987 года в лондонском метро на станции «Кингс-Кросс» произошел пожар, в котором погибли 36 человек, более 100 получили сильные ожоги и отравления едким дымом.
20 марта 1995 года адепты секты «Аум Синрике» осуществили теракт на нескольких станциях метрополитена Токио с использованием боевого отравляющего вещества -- газа зарин. В результате атаки пострадало около 5,5 тыс. человек, 11 человек погибли.
25 июля 1995 года на станции парижского метро «Сен-Мишель» в экспресс-поезде произошел взрыв. Погибли 8 человек, более 80 были ранены.
9 октября 1995 года в результате пожара в метрополитене индийского города Калькутта более 40 человек получили ожоги и отравления угарным газом.
17 октября 1995 года в результате взрыва бомбы в парижском метро между станциями «Сен-Мишель» и «Музей Орсэ» получили ранения 28 человек.
28 октября 1995 года в метро города Баку произошел пожар. Погибли 290 человек.
11 июня 1996 года в московском метро на перегоне между станциями «Тульская» и «Нагатинская» в четвертом вагоне поезда взорвалось самодельное взрывное устройство. В результате взрыва погибли 4 человека, пострадали 16 человек.
5 мая 2001 года произошел взрыв на станции метро «Белорусская-кольцевая» в Москве. Были ранены 10 человек.
Эксперты Государственной противопожарной службы МЧС России отметили, что проблема пожаротушения в метрополитене весьма актуальна и для нашей страны, особенно для столичной подземки, учитывая ее огромные масштабы. Только в прошлом году в московском метро произошло более 10 пожаров, которые обошлись, впрочем, без жертв. Еще с конца 80-х годов все эксплуатируемые в столице вагоны метро обшиты только спецматериалами, которые при горении не выделяют угарные газы, а в туннелях и на станциях установлены автоматические системы пожаротушения. По мнению экспертов ВНИИ противопожарной обороны, при пожаре в вагоне метро в тот момент, когда он находится на станции, самостоятельно ликвидировать ЧП и эвакуировать пассажиров теоретически могут сотрудники самого метро. Однако, если пожар произойдет в туннеле в час пик, когда один состав перевозит до 3 тыс. пассажиров, избежать жертв несравненно сложнее. Московское метро, к счастью, таких ЧП в истории не имело. Но теоретически причиной гибели людей могут стать отравление дымом (у состава может гореть не только пассажирский салон, но и рабочие механизмы -- обмотка двигателей, тормозные колодки т.д.) и поражение электрическим током. Именно последнее, кстати, стало причиной одной из самых крупных «метроаварий», произошедшей 26 октября 1995 года в Баку.
Валентина КУЛЯБИНА