|
|
N°30, 19 февраля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Страшилки по поводу китайской экспансии -- обыкновенная неграмотность»
На 80% проблема китайцев в России -- это проблема переходного этапа в экономике и становлении государственности самой России. И сама собой эта проблема тоже не рассосется. Ее нужно решать усилиями нескольких ведомств. Возможна разработка комплексной программы адаптации тех людей, которые хотят здесь работать; обучение их русскому языку, чтобы они втягивались в культуру, чтобы это не были такие изолированные сообщества, чайна-тауны, где российские законы не действуют; и контроль -- чтобы это отвечало тем целям, которые Россия сама для себя ставит.
Специалисты, которые следят за этой ситуацией, наблюдали после 1992 года резкий прирост китайцев, а после 1998 года многие китайцы, которые здесь работали, разорились, и сюда их мало тянуло. Но, тем не менее, некоторые все-таки нашли здесь нишу и возможность зарабатывать. Многие оказались в такой ситуации, что и туда вернуться не могли, поскольку денег задолжали в Китае, и здесь разорились. И они болтаются по стране. Есть разные категории китайцев, но сказать, что большая их часть нелегалы, тоже неправильно. Большая их часть имеет какие-никакие документы. Однако не надо забывать, что проблема нелегалов напрямую связана с нашими правоохранительными органами. Это опять же наша проблема.
Распространение страшилок по поводу китайской экспансии -- обыкновенная неграмотность и невладение обстановкой. Действительно, проблемы есть. Есть динамично развивающаяся экономика Китая, большое его население, есть Россия, экономика которой многие годы -- особенно в 90-е -- разваливалась, а граница была неприкрыта. Есть объективные проблемы, когда такой дисбаланс создавал определенные перекосы: и проблемы нелегальных иммигрантов, и нарушение российского законодательства. Но в основном здесь виновата российская власть, которая не сумела обеспечить быстрый подъем экономики и дополнительные органы, которые осуществляли бы контроль за этим процессом. Нужно сначала у себя навести порядок. Нужно спокойно и трезво отслеживать ситуацию, в том числе и с нелегальными иммигрантами. Кстати, китайские нелегальные иммигранты не только в Россию проникают, но и в Америку. Был случай, когда в проливе между Францией и Англией задохнулись 40 китайцев, которых нелегально доставляли в Англию. Это глобальная проблема. Просто специфика России состоит в том, что у нас самая протяженная граница с Китаем -- больше четырех тысяч километров. Кроме того, проблема и в том, что, к примеру, со странами СНГ у нас вообще нет никаких границ, и через них теоретически возможно проникновение. Другая вещь, что такого наплыва китайцев, какой был в начале 90-х, вообще нет. Данные статистики показывают, что начиная с 1997-го и особенно после кризиса 1998 года ситуация стабилизировалась и такого резкого прироста нелегальных мигрантов нет. Кроме того, и в Китае стала улучшаться экономическая ситуация, но демографическое давление по-прежнему существует. За границу едут те, кого привлекает возможность быстрого заработка.
Что касается Дальнего Востока, то там нет такого уж вала мигрантов, как это нам пытаются представить некоторые политологи. Я был два месяца назад во Владивостоке и консультировался со многими специалистами. Они говорят, что количество китайцев давно стабилизировалось. Это одни и те же люди, которые уже по многу раз приезжали и уезжали из России, знают, какие товары сюда везти, что здесь пользуется спросом.
Насколько мне известно, есть определенные рекомендации экспертов и чиновников по проведению цивилизованной миграционной политики, но, как правило, они не ориентированы конкретно на привлечение китайской рабочей силы. В России действительно есть нехватка рабочей силы, и правы те эксперты, которые считают, что разумная, но тщательно продуманная миграционная политика может быть полезна для экономического роста. В частности, для региона Дальнего Востока, например, возможна такая мера, как временный въезд каких-то людей, которые были бы под контролем, которые получали бы миграционную карту, было бы ясно, что они находятся на территории России на таких-то основаниях на определенный срок, после которого они уедут, а не растворятся, как это часто бывает. Однако если брать район Дальнего Востока и Приморья, то здесь, безусловно, стратегические соображения в планировании такой политики все равно должны быть, несмотря на то, что криминалитет среди китайцев ниже, чем среди других национальностей. Было бы целесообразнее соблюдать определенный баланс и не делать слишком большого крена в сторону китайской рабочей силы. Кроме того, нет глубоких исследований, сколько именно нужно такой привлеченной силы. Все понимают, что в каких-то масштабах это целесообразно, но в каких именно и в каких секторах экономики -- неизвестно. Опыт показывает, что на местах есть конкретика, которую невозможно просчитать из центра. Ситуация в Иркутске с определенным количеством китайцев совершенно отлична от Владивостока, где их другое количество, и подходы должны быть разные. К примеру, есть регионы, где нет источников экономического роста, а есть регионы, где есть рыба, есть порты или нефтепровод. При определенной стабилизации политической ситуации, реформировании нашей правоохранительной сферы и уменьшении криминализации наших правоохранительных органов там достаточно много источников для роста и для привлечения инвестиций.
Андрей КАРНЕЕВ, кандидат исторических наук, заместитель директора Института стран Азии и Африки при МГУ