|
|
N°29, 18 февраля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Телеведущий поет, зато йог спокоен
«Новые люди» (Epic/Sony) -- свежее творение группы «Сплин», представленное общественности в конце прошлой недели. Альбом не сказать чтобы очень долгожданный -- в самый раз. Имеется действующий хит, уморительная песня «Гандбол», не говоря уже о том, что почти все остальные песни -- хиты потенциальные. В общем, новый альбом группы «Сплин» получился чуть ли не лучше, чем предыдущий, «25-й кадр», которому в момент выхода музобозреватели газеты «Время новостей» отвесили вагон комплиментов и маленькую тележку лестных сравнений. Жаль, нужно было приберечь пыл для нового. Но кто же знал, что они вот так легко повторят успех? С российскими гитарными группами такое бывает крайне редко. Честно говоря, не могу придумать ни одной современной российской гитарной группы, которую можно без стеснения и стыда слушать сейчас, в «нулевые» годы и во взрослом состоянии, кроме «Сплина». А вдруг придется каждый их альбом хвалить? Ужас -- слов не хватит. Можно придраться, например, к песне «Время, назад!» -- и название банальное, и гитарка там с каким-то тухлым фуззом, как какой-нибудь пещерный русский рок. Будем считать, что это стилизация. В целом же альбом бодрый, крепкий, энергичный и отменно записанный. Основное очарование последних альбомов «Сплина», конечно, не только в этом, а в атмосфере такой амбивалентной ненапряжности: вроде бы энергичны, ироничны, но с иронией ни к чему не обязывающей. Хитрый, как ранний «Аквариум», по большому счету: хочешь просто «ракенрола» -- на, хочешь «буддистских откровений» (если без «высокого» музыка в уши не лезет) -- возьми. К чему в песне «Валдай» появляется Лао Цзы? Или что значит «жизнь идет/ йог спокоен» (песня «Йог спокоен»)? Вообще-то ничего они не значат, но отмороженный голос Александра Васильева спасает фразы от банальности. Тот же бесстрастно-бестолковый тон заставляет хохотать, когда текст бредит сегодняшними реалиями: «В телевизоре -- телеведущий/ или нас всех так старательно плющит/ но в этом и соль, в этом -- изюминка/ телеведущий поет (песни) Майка Науменко».
Где же кружка?!
Лейбл Олега Нестерова «Ш2», похоже, становится самым успешным и динамично развивающимся предприятием независимой звукозаписывающей компании «Снегири-музыка». «Ш2», концепция которого носит самоназвание «альтернативный шансон», (т.е. ироничный городской романс), изготовил альбом своего артиста, рижанина Карла Хламкина «Хламкин, заткнись!». Следовало бы, наверное, назвать альбом «В хлам», так как исполнитель с такой фамилией (позаимствованной, кстати, у некоего приличного израильтянина) не может не петь о водке. Он -- певец через букву «и». Герои песен Хламкина пьют и в окраинной пивной, и на стадионном искусственном катке летом (песня «Лужники» -- на этом стадионе, кстати, действительно есть тренировочный круглогодичный каток «Северное сияние»). Не очень, правда, вписывается в концепцию «Патрис Лумумба» -- «лумумбарий», как известно, наркоманское место, а не алкашовское. Но в целом «Хламкин, заткнись» -- такой гимн алкоголю, что рука должна к кружке тянуться теоретически.
На деле же получается, что, несмотря на богатые традиции алкогольной прозы, поэзии и песен в нашей стране, альбом не то чтобы очень весел и забавен (на уморительный хит тянет всего несколько песен, в том числе уже известная «Пьяная ласточка»). Или мы уже просто привыкли?
Александр БЕЛЯЕВ