Время новостей
     N°29, 18 февраля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.02.2003
У ВР требуют доплаты
«Профессиональные миноритарии» хотят получить 85 млн долларов
Не успели англо-американская ВР и акционеры ТНК оформить сделку по консолидации нефтяных активов, как в процесс вмешались нежданные игроки. Воспользовавшись тем, что акционеры создаваемой компании «намерены следовать международным принципам корпоративного управления», «обиженные» прежде тюменцами компании сейчас адресуют свои претензии ВР. Вчера стало известно, что миноритарные акционеры нескольких «дочек» «Сиданко» обратились в ВР, требуя компенсации убытков, которые они понесли в результате деятельности головной компании. Как известно, в «Сиданко» ВР принадлежит 25%, а контрольный пакет находится в распоряжении акционеров ТНК -- «Альфа-Групп» и Access/Renova.

На имя главы ВР лорда Джона Брауна поступило письмо, в котором юристы компании Nicholson Graham & Jones заявляют, что подадут на компанию в суд, если их клиенты -- Indian Ocean Petroleum Services и Astian Group -- не получат компенсацию в 85 млн долл. Нарушение прав миноритариев усматривается в том, что когда «дочки» «Сиданко» поставляли ей нефть, то сырье продавалось по трансфертным ценам, следовательно, прибыль «дочек» была снижена. Компании Indian Ocean Petroleum Services принадлежит менее 1% привилегированных акций в дочерних компаниях «Сиданко» -- «Саратовнефтегазе» и «Удмуртнефти». В свою очередь Astian Group входит в число акционеров Саратовского НПЗ и также имеет очень незначительный пакет.

В ВР претензии отвергают. Представитель компании заявил корреспонденту газеты «Время новостей», что «сырье у дочерних предприятий закупалось по конкурентоспособным ценам».

При этом Astian Group уже не впервые действует подобным образом. По словам одного из участников рынка, компания является «профессиональным миноритарием» и уже неоднократно судилась с другими российскими нефтяниками. В частности, в 2001 году, после того как ЮКОС получил контрольный пакет Ангарской нефтехимической компании, он столкнулся с сопротивлением Astian Group (она имела на тот момент около 2% акций и затеяла судебное разбирательство). Ту же проблему пришлось решать и ТНК, когда она переводила акции трех «дочек» -- «Самотлорнефтегаза», «Тюменнефтегаза» и Нижневартовского нефтегазодобывающего предприятия -- в бумаги более высокого номинала в рамках программы консолидации.

По мнению аналитиков, оснований для того, чтобы миноритарии могли предъявлять претензии к ВР, нет. По словам аналитика UFG Павла Кушнира, несколько лет назад все нефтяные компании, не нарушая при этом закона, пользовались схемой трансфертных цен. Того же мнения придерживается и аналитик ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров: «Трансфертные цены в течение многих лет были нормой и использовались в процессе централизации товарно-сырьевых потоков, чтобы затем головная компания могла решать стратегические задачи. Что же касается мелких акционеров, то они, как инвесторы, должны были учитывать риск, связанный с покупкой небольшого пакета в такой компании».

Денис РЕБРОВ