|
|
N°29, 18 февраля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Разбор полетов
Авиапассажиров все чаще губят не самолеты, а пилоты
Эксперты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) завершили на днях анализ «катастрофического» наследия прошлого года. Как выяснилось, в целом летать -- причем не только в России, но по всему СНГ -- стало почти в полтора раза безопаснее.
Согласно официальным данным, всего за год было зарегистрировано 24 аварии самолетов (21 -- российских и 3 -- стран СНГ), в которых погибли 175 человек, -- против 33 катастроф и 219 погибших в 2001 году. Как полагают специалисты, снижение аварийности вызвано улучшением технического обслуживания машин и приобретением качественных запчастей. Эту отрадную тенденцию, в свою очередь, в МАКе объясняют как более жестким контролем над авиакомпаниями со стороны госслужб, так и их собственной заинтересованностью в повышении летной безопасности из конкурентных соображений.
Впрочем, несмотря на внешне безопасную картину российского неба, эксперты успешными «катастрофические» результаты прошлого года отнюдь не считают, поскольку улучшение сугубо технических показателей было в значительной мере подпорчено злополучным «человеческим фактором». Согласно выкладкам МАКа, профессионализм самих летчиков, как показал анализ произошедших аварий, продолжает падать. И теперь эксперты однозначно заявляют о появлении в российской гражданской авиации тенденции к своеобразному «воздушному лихачеству». Так, если в 2001 году по вине пилотов произошло всего 10 авиакатастроф, то в прошлом -- уже 16.
Самой показательной в этом плане стала катастрофа пассажирского Ан-28 (16 погибших), выполнявшего 29 августа перелет по маршруту Хабаровск-Аян. Как показало расследование, экипаж, несмотря на предупреждение диспетчера о сложных метеоусловиях в районе аэродрома, решил посадить машину с первой попытки -- но в тумане сбился с курса и врезался в расположенную рядом скалу. Также по вине экипажа 22 октября в аэропорту Бишкека произошла авария транспортного Ил-62 российской авиакомпании «Третьяково». При посадке пилоты в нарушение всех инструкций включили реверс тяги двигателей. В результате лайнер перелетел ВВП, выехал за ее пределы, врезался в бетонный забор и загорелся. «Человеческий фактор» специалисты МАКа частично считают причиной и единственной за все 22 года эксплуатации лайнера Ил-86 катастрофы (14 погибших), произошедшей 28 июля в районе аэропорта «Шереметьево-1». Как выяснили инженеры, при взлете у лайнера заклинило стабилизатор -- элемент хвостового оперения, обеспечивающий устойчивость машины в полете и балансировку при наборе высоты. Почему его заклинило, до сих пор не ясно, но эксперты уверены, что значительную роль в аварии сыграли неслаженные действия экипажа в критической ситуации.
Похожая картина, считают в МАКе, наблюдается и у вертолетчиков. За год погибло восемь винтокрылых машин, и шесть из них -- по вине пилотов. Причем здесь эксперты называют самую банальную причину -- острую нехватку кадров. Руководство многих авиакомпаний (правда, в основном региональных) было уличено в том, что в нарушение всех инструкций начало допускать к самостоятельным полетам летчиков и даже летчиков-стажеров, не прошедших курс спецподготовки. Именно по вине пилота-стажера, кстати, как полагают специалисты, 28 апреля в Хакасии разбился вертолет Ми-8 губернатора Красноярского края Александра Лебедя.
Учитывая все это, специалисты МАКа полагают, что в новом году ждать дальнейшего снижения авиационной аварийности вряд ли стоит, и уже разработали новую программу повышения безопасности полетов. В основном она касается ужесточения контроля за подбором летного состава. Кроме того, в обязательном порядке все авиакомпании должны будут создать у себя технические аналитические центры, которые займутся обработкой информации бортовых самописцев самолетов и вертолетов и анализом допущенных пилотами в воздухе ошибок.
Александр РАСКИН