|
|
N°29, 18 февраля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Речь идет не о народе, а о деньгах»
Создание альтернативного «Московского конгресса муниципальных образований», а также перспективу длительных судебных тяжб с четырьмя «мятежными» районами столичные власти восприняли спокойно. Во всяком случае внешне. Поскольку, как утверждает вице-премьер правительства Москвы, представитель мэра в Мосгордуме Анатолий Петров, местное самоуправление в столице все равно будет строиться по вступившему в силу с 1 января городскому закону.
-- Анатолий Валентинович, несколько районов Москвы, не пожелавших вступить в создаваемую под патронатом правительства Москвы Ассоциацию муниципальных образований, заявили о намерении создать альтернативный конгресс. Они считают, что только так можно отстоять право москвичей на местное самоуправление.
-- Я не вижу никаких проблем в создании альтернативной или какой-либо другой организации муниципальных образований. У нас в городе, кстати, уже давно существует организация под руководством того же Дмитрия Ивановича Катаева. Городская организация советников районных собраний или Общее собрание советников -- что-то в этом роде. Точно не помню, так как эта организация не была зарегистрирована как юридическое лицо, -- они просто собирались для обсуждения своих вопросов. Пожалуйста, муниципалитеты могут создавать какие-то другие организации, могут входить в состав других ассоциаций -- это их право. Здесь нет никаких проблем.
Что же касается Ассоциации муниципальных образований города Москвы, то в минувшую пятницу в здании мэрии на Новом Арбате состоялась вторая, заключительная часть учредительной конференции, которую собрали муниципальные власти Москвы. На первом заседании возникли вопросы, по которым представителям муниципалитетов надо было посоветоваться со своими собраниями, в частности относительно размеров членского взноса. Первая конференция приняла решение об учреждении ассоциации, но на ней не были подписаны учредительные документы. В прошлую пятницу все спорные вопросы были улажены, и Ассоциация муниципальных образований города Москвы, объединяющая практически все муниципалитеты города, скоро приступит к работе.
-- Как вы оцениваете судебные перспективы исков о соответствии городского закона «О местном самоуправлении» федеральному законодательству?
-- Сейчас в Москве идут процессы, связанные с окончанием нашей городской реформы местного самоуправления. Все муниципальные образования уже провели у себя собрания советников, преобразовали свои органы управления или создали новые. Были приняты новые положения о муниципалитетах, и на их основании эти новые муниципалитеты были зарегистрированы в налоговых органах. Сегодня они уже приступили к работе. Примерно в половине муниципальных образований руководитель муниципалитета будет одновременно являться председателем районного собрания, в другой половине будет использована иная схема -- руководитель исполнительного органа муниципалитета будет назначаться по представлению председателя собрания. В соответствии с городским законом «О местном самоуправлении» на территории 125 районов Москвы было образовано 123 муниципалитета (в Зеленограде произошло объединение четырех районов в два муниципальных образования). Четыре районные управы -- Пресненская, Головинская, Дмитровская и Левобережная -- не выполнили требования городского закона. На сегодня, правда, две районные управы из четырех -- Головинская и Левобережная -- уже перерегистрировались в муниципалитеты. Что же касается оставшихся Пресненской и Дмитровской управ, то мы будем продолжать с ними работать. С их стороны в Мосгорсуд действительно было подано несколько исков. В частности, оспаривается норма закона, в соответствии с которой городская Дума урезала полномочия местного самоуправления и якобы «незаконно» оставила за городом отдельные полномочия, которые записаны федеральным законом за местным самоуправлением. Однако всем известно, что федеральный закон разрешает городу Москве самостоятельно определять предметы ведения и источники финансирования бюджетов местного самоуправления ради сохранения целостности и единства городского хозяйства. Такая трактовка федерального закона, в соответствии с которой Москва может определять ставку местных налогов, но не может забирать их в свой бюджет, не выдерживает критики. В федеральном законе четко записано, что города федерального значения могут самостоятельно «определять источники доходов местных бюджетов», там не написано «определять ставки налогов». А источниками доходов местных бюджетов являются установленные налоги и другие поступления. Никаких судебных перспектив у этих районов нет, как бы им ни хотелось отхватить из городского бюджета кусок побольше.
-- Но глава Пресненского муниципального образования Александр Краснов утверждает, что он как-то перерегистрировал свою управу, сохранив за собой все полномочия и источники доходов.
-- Перерегистрировать свою управу, как он говорит, сохранив за ней все функции местного самоуправления, он не мог, потому что есть действующий городской закон «О местном самоуправлении». И если какая-то госструктура его зарегистрировала не на основании этого закона -- это все будет подлежать отмене. Я, честно говоря, точно не знаю, мне на днях только в префектуре сказали, что он где-то чуть ли не в Московской области зарегистрировался. Ну что же, если он собрался Пресненский район под юрисдикцию области перенести... Чушь какая-то. Впрочем, позиция г-на Краснова вполне понятна: речь-то идет вовсе не о народе, не об интересах жителей, а о деньгах, которые он хочет взять себе в районную казну. Я думаю, что это бесперспективное занятие. Пусть он сначала ответит прокуратуре на вопросы по фирме «Аскория М».
-- А это что за история?
-- Более года назад районное собрание Пресни приняло решение о том, что за разрешением на право торговли на территории Пресненского района торговые организации должны обращаться не в районную управу, а в некую фирму «Аскория М». Ей предприниматели вынуждены были платить деньги за непонятные посреднические услуги. Около года назад контрольно-ревизионное управление правительства Москвы вскрыло эти незаконные операции. Выяснилось также, что деньги туда вносились не только перечислением, но и наличными, и не все деньги потом оказывались на счете управы. Только зафиксированная разница там составила около 4,5 миллиона рублей. Управление передало эти материалы в прокуратуру, было заведено уголовное дело, но следственные органы по различным обстоятельствам все не могут его закончить.
Беседовал Александр ГУДКОВ