|
|
N°29, 18 февраля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сломанная ось в телеге Европы
Единство НАТО и ЕС по Ираку достигается со скрипом
В понедельник 15 стран Евросоюза попытались выработать общую позицию по поводу войны в Ираке. «Будущее Европы -- это не только евро, но и европейская оборонная политика», -- заявил премьер-министр Бельгии Ги Верхофстадт. Но мечты о единой внешней политике споткнулись о первое же серьезное препятствие -- вопрос о бомбежках Ирака.
Великобритания, Испания, Италия, Дания и Нидерланды активно поддерживают планы Вашингтона решительно и быстро разрубить «иракский узел». Франция, Германия, Бельгия, Люксембург, Греция и Австрия категорически против. Ирландия, Швеция, Финляндия и Португалия колеблются, не желая портить отношения ни со «старой Европой», ни с «новой Америкой».
Чтобы преодолеть разногласия, в Брюсселе собрались главы правительств 15 стран и министры иностранных дел. Туда не допущены 10 стран, готовящихся в 2004 году присоединиться к союзу, -- учесть их мнение призвал накануне заседания премьер-министр Испании Хосе Мариа Аснар. Европа должна отстаивать свои принципы и свои ценности, заявил министр иностранных дел Франции Доминик де Вильпен и подверг критике «вильнюсскую десятку». Причина очевидна. Как заявил газете «Время новостей» посол одной из прибалтийских стран в Брюсселе, «если бы мы, семь новых стран -- членов НАТО, могли голосовать, то мы поддержали бы позицию США».
Саммит Евросоюза начинает работу через день после того, как консенсус был достигнут в рамках НАТО. В воскресенье было все же решено помочь Турции в случае возможной атаки со стороны Ирака. Для этого понадобилось 13-часовое заседание (рекорд для Североатлантического альянса) и ловкая изоляция Парижа -- обсуждение проводилось в Комитете оборонного планирования, где Франция отсутствует с 1966 года. Услуги этого комитета понадобились и в 1991 году, когда Париж протестовал против конкретных действий блока в войне в Персидском заливе. «Ось трех стран сломана», -- заявил высокопоставленный сотрудник НАТО в Брюсселе. Говорил он не про «ось зла», а про общую позицию Франции, Германии и Бельгии.
«Солидарность союза восторжествовала», -- отметил генсек НАТО Джордж Робертсон. Хотя в тексте говорится, что «это решение касается только обороны Турции», каждая сторона понимает текст несколько по-своему. По мнению Бельгии, важно, «чтобы решение не превратилось в первый шаг на пути к войне». А США видят позитив в том, что процесс принятия решений внутри НАТО не был поставлен в зависимость от позиции ООН.
Решение Альянса стало сигналом не только ЕС, но и самой Анкаре. Дело в том, что Турция еще не приняла решение о том, позволить ли США использовать военные базы на территории страны для подготовки военной акции в Ираке. Вашингтон желает разместить в Турции армейскую дивизию. Турецкий парламент должен рассмотреть этот вопрос сегодня. Позиция НАТО призвана стать катализатором для правильного решения. Кроме того, Вашингтон весьма своевременно обещает Анкаре пакет экономической помощи. Речь идет о 4 млрд долларов, но турецкое правительство требует от США письменных гарантий о возмещении потенциальных экономических потерь страны в результате военной акции Пентагона против Ирака.
Сегодня в Москву, оставшуюся в стороне от выработки Европой судьбоносных решений, с молниеносным визитом прибывает министр иностранных дел Испании Ана Паласио. Прежде всего будет обсуждаться «ситуация вокруг Ирака». После председательства в ЕС год назад Мадрид стремится играть ведущую роль в Европе и нарушить традиционно сложившийся и в ЕС, и в НАТО «неформальный европейский формат» принятия ключевых решений (Франция, Великобритания и Германия). Испания твердо поддерживает позицию США по Ираку. Впрочем, как пишет испанская газета El Mundo, Испания не всегда считала Саддама Хусейна угрозой мировой безопасности: по утверждению газеты, в 1997 году Мадрид был готов выделить Багдаду финансовую помощь в обмен на предоставление иракскими властями концессии испанской нефтяной компании Repsol на разработку нефтяного месторождения Насирия.
Андрей ЗЛОБИН, Брюссель-Москва