|
|
N°29, 18 февраля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ельцин исключил территориальные претензии к Украине
Дума в марте ратифицирует договор об украинско-российской границе, который был подписан 28 января двумя президентами, пообещал на днях посол России на Украине Виктор Черномырдин. Об истории этого договора нашему киевскому корреспонденту Светлане СТЕПАНЕНКО рассказывает бывший министр иностранных дел Украины Геннадий УДОВЕНКО, игравший ключевую роль в переговорном процессе в 1994--1998 годах.
-- Были ли расхождения в российском и украинском «пограничном» подходе?
-- Сразу после распада Союза Москва исходила из концепции, что границы между государствами СНГ сохранят статус административных, тогда как госграница бывшего СССР по периметру станет российской. Активным проводником этой идеи был тогдашний главный «переговорщик», руководитель пограничных войск России генерал Николаев. Украина, считая границы главным атрибутом государственности, настаивала на их выделении. Позитивный перелом произошел после прихода в российский МИД Примакова, прагматичного политика, осознававшего невозможность реанимации Союза.
-- После подписания соглашения территориальные претензии исключены?
-- Обе стороны руководствовались Хельсинкскими соглашениями, признающими нерушимость европейских границ после второй мировой войны. Кроме того, вступили в силу две важные статьи договора о дружбе и сотрудничестве. В первой, с которой согласилась Москва, признавалось отсутствие территориальных претензий к Украине. Вторую статью, гарантирующую их отсутствие в будущем, россияне несколько лет не признавали. Спасло вмешательство Ельцина: «Вы что, будете иметь территориальные претензии к Украине? Если нет, то почему не подписываете договор?». Под его давлением вопрос был решен.
-- Какова позиция Украины в вопросе о морских границах -- по Азовскому, Черному морю и Керченскому проливу?
-- Российская сторона настаивает, что это должны быть внутренние моря общего пользования. Украина же, опираясь на международные конвенции, в том числе по морскому праву, предлагает их разграничить. Ныне российские рыболовецкие суда свободно занимаются ловом рыбы в наших территориальных водах, что ведет к убыткам.
-- Соглашение о делимитации -- то есть нанесении границ на карту -- достигнуто. Однако реального продвижения в деле демаркации -- их выделении на местности -- пока нет. Может ли Украина заняться обустройством границ в одностороннем порядке?
-- Это будет отходом от дружеских взаимоотношений. Украине нужно идти путем переговоров и применения международного права, вынуждая Россию проявить добрую волю. Нашу западную границу штурмует громадный поток нелегалов. Среди них могут быть и террористы, поэтому российские правоохранительные органы должны быть заинтересованы в обустройстве границ.
-- Имеются ли у Украины спорные пограничные вопросы с Румынией?
-- В мою бытность министром иностранных дел был подписан договор, предполагавший, что если не удастся размежевать шельф острова Змеиный, этот вопрос будет решен через Международный суд в Гааге. Территориальные претензии могут стать основным препятствием для вступления Румынии в НАТО.
-- Как обстоят дела с молдавской границей?
-- Мы поддерживаем территориальную целостность Молдовы, у которой сложная ситуация с Приднестровьем. В силу исторических причин -- накануне 1941 года Измаильская и часть Одесской области Украины были переданы Молдавской автономной области (затем МССР), -- в Приднестровье компактно проживает 360 тыс. украинцев. Согласно закону о гражданстве от 2002 года 50 тыс. из них получили украинские паспорта, еще 100 тыс. -- российские.
-- Не кажется ли вам, что в Приднестровье создан прецедент, неприятный для Украины? Теперь СМИ сообщают, что Румыния выдала 30 тыс. паспортов жителям Черновицкой области, которая ранее входила в ее состав.
-- Это недружественный шаг. Украинцы должны понимать: получив паспорт другой страны, они будут считаться иностранцами.
Беседовала Светлана СТЕПАНЕНКО