|
|
N°164, 10 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пилите, Шура, пилите
Депутаты Госдумы готовы делить доходы государства
Распределением денег будущего года, как запланированных, так и гипотетических, уже со следующего понедельника займутся депутаты. Как лучше распорядиться госсредствами, описано в пяти тысячах поправках, поступивших к третьему постатейному чтению бюджета. Однако едва ли не больший интерес, чем борьба за увеличение конкретных статей, вызовет дискуссия о том, куда следует направить дополнительные деньги.
Правительство предложило свою схему распределения сверхдоходов. 70% -- на погашение госдолга, 30% -- на сверхплановое финансирование приоритетных разделов бюджета. В качестве таковых выделено пять направлений, и каждое получит соответствующую своей важности долю от допдоходов. Правительственный ранжир выглядит следующим образом: оборона -- 30%, финансовая помощь регионам и дорожное хозяйство -- по 25%, правоохранительные органы -- 15%, госуправление -- 5%. Однако эти разделы получат сверх запланированного в бюджете лишь в том случае, если дополнительные доходы будут поступать в казну не только в первом квартале, но и во всех следующих. Внеплановое же погашение долговых обязательств начнется уже при перевыполнении доходного задания первого квартала. Если сумма допдоходов, оставшихся после погашения долгов, окажется больше 20 млрд рублей, то этот излишек пойдет на индексацию зарплат бюджетникам, судьям, прокурорам и на довольствие военнослужащим. Если же объем дополнительных доходов окажется иным (существенно большим или меньшим), чем предполагает правительство, то оно может предложить депутатам изменить пропорцию распределения допдоходов, внеся соответствующие поправки в бюджет.
Схема, предложенная правительством, депутатам наверняка не понравится. Она выглядит даже менее привлекательной, чем та, с помощью которой правительство уговаривало думцев смириться с бюджетом в первом чтении. Тогда кабинет предлагал направлять на обслуживание долга всего 50%. Оставшиеся же 50% делились между значительно большим числом разделов (свою долю, например, получили и промышленники, и аграрии).
Впрочем, по словам главы бюджетного комитета Александра Жукова, придумать такую процедуру распределения дополнительных денег, чтобы их расходование полностью контролировалось парламентом, сложно, «а может, и невозможно». Единственный способ, полагает депутат, -- «принимать бюджет, близкий к реальному исполнению».
Как бы там ни было, вне зависимости от того, как будет сформулирована поправка по допдоходам, правительство депутатов уже обыграло. По итогам этого года доходная часть будет перевыполнена, как прогнозирует правительство, на 270 млрд рублей. Депутаты постфактум будут вынуждены утвердить правительственное распределение этих денег. По оценке бюджетного комитета, доходная часть бюджета 2001 года занижена на 100--150 млрд рублей.
Наталья ОЛЕНИЧ