|
|
N°28, 17 февраля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Коммунизм по Мосли
Президент ФИА продолжает помогать бедным
В результате трудов президента ФИА Макса Мосли мир «Формулы-1» лихорадит уже многие месяцы. Мосли внимательно следит за процессом и не дает командам оправиться от потрясений, вызванных его решениями. Появился еще один пункт правил. Теперь болид будет стартовать с тем количеством топлива, которое осталось после квалификационного заезда. Если командам не удастся наложить вето на это предложение, гоночная стратегия изменится до неузнаваемости. В современной «Формуле-1» многое решает выбор правильного количества дозаправок, смены резин и время их проведения. С одной стороны, в выборе стратегии все изначально находятся в одинаковой ситуации, с другой -- возможности машин так или иначе влияют на тактику гонок. Теперь эту тактику придется тесно увязывать и с квалификацией, не исключено, что и жертвовать высоким местом на старте.
Пилотам придется сделать выбор между быстрой квалификацией и свободой маневра на стартовых кругах во время самого «Гран-при». Разница в скорости между полузаправленным болидом и машиной, в которой залито бензина на несколько кругов, составляет примерно секунду. На стартовой решетке в эту секунду зачастую помещается чуть ли не десять машин. Раньше отправной точкой для выбора стратегии на гонку были результаты квалификации. Теперь никто не будет знать, что означает, например, пятое стартовое место Михаэля Шумахера. То ли у него в баках топлива на 30 кругов, то ли он неудачно квалифицировался. В новых условиях у пилотов есть два совершенно разных варианта действий. Первый -- залить в бак много топлива и стартовать в середине пелетона, а потом прорываться в лидеры. Второй -- поставить все на квалификацию и рассчитать гонку так, чтобы быстрый пит-стоп все не испортил. Заезжать на дозаправку на втором круге, даже стартовав первым, бессмысленно. Лучше остановиться в боксах где-то на десятом круге, а потом еще раз в конце гонки. Ответить на вопрос, что выгоднее, сможет только практика.
По мнению Мосли, «топливное» правило сделает «Формулу-1» непредсказуемой. При этом руководитель ФИА делает все, чтобы число непредвиденных коллизий максимально увеличить, тем самым дав дополнительные шансы командам-аутсайдерам.
На самом деле очередное новшество скорее всего внесет в гонки ненужный хаос, а в отдельных случаях превратит процесс в лотерею. Чтобы сохранить в баках залитый перед квалификацией бензин, придется опечатывать машины, а значит, отменить воскресную утреннюю тренировку. Стороннему наблюдателю трудно понять, насколько важна предстартовая проверка. Именно на ней зачастую выясняются серьезные проблемы, а пилоты вносят изменения в настройки болида. Механики работают над машиной даже за считанные минуты до старта. Теперь это придется делать почти вслепую, так как возможности проверить все на практике не будет.
Показательно отношение к новинке одного из главных действующих лиц -- пилота «Макларена» Дэвида Култхарда. «Рост конкуренции в теории -- это одно, и совсем другое -- воплощение теории на практике. Мне кажется, что ФИА пока не представляет, с какими трудностями можно столкнуться, внедрив подобную практику в жизнь. С другой стороны, мне кажется, что все изменения направлены на то, чтобы не дать «Феррари» вновь господствовать на трассах, как это было в прошлом году. Однако возможные трудности для итальянской конюшни, с которыми она может столкнуться после тех нововведений, которые появились в межсезонье, не означают, что проблем не будет и у других команд».
Ясно, что в стремлении сделать гонки непредсказуемыми Мосли заходит слишком далеко. Тем не менее компании, стоящие за лучшими командами, пока никак не реагируют. Возможно, они соберутся с силами и нанесут ответный удар. Пока же глава ФИА напомнил, что организация создала фонд поддержки небогатых участников. В распоряжении фонда будет находиться 30 млн долларов. Деньги должны перечислить состоятельные команды. Пока на счет не легло ни доллара. Идеи у Мосли получаются прямо коммунистические, и способы их внедрения, кстати, тоже.
Илья ЗАХАРОВ