|
|
N°28, 17 февраля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Автострахование станет прибыльным через семь лет»
По оценкам экспертов, объем рынка ОСАГО в России составит 2--2,5 млрд долл., причем «автогражданка» станет прибыльным бизнесом лишь для крупных страховщиков. Начальник отдела маркетинга департамента комплексного страхования «Ингосстраха» Игорь АЛЕКСАНДРОВ рассказал газете «Время новостей» о планах инвестирования компании в «автогражданку» и перспективах нового страхового продукта.
-- Что нужно сделать страховым компаниям для того, чтобы «автогражданка» заработала, и каковы конкретные планы «Ингосстраха» в этой области?
-- Задачи очень масштабны, поскольку появится новый рынок с большим числом рабочих мест. Закон социально значим и в первую очередь возлагает ответственность на страховые компании, которые провели огромную работу по обоснованию тарифов. Необходимо сформировать эффективный механизм урегулирования убытков, наладить систему информационного обеспечения и взаиморасчетов, создать стандарты работы автоэкспертизы и т.д. Решение этих задач, безусловно, потребует колоссальных ресурсов. «Ингосстрах», к примеру, планирует инвестировать в создание этого продукта несколько десятков миллионов долларов.
-- Разница в расчетах базовых тарифов Минфина и страховщиков составляет более 800 руб. Насколько экономически обоснованы расчеты Минфина и как введение более низких, чем у страховщиков, тарифов отразится на деятельности страховых компаний? Какой тариф на обязательную «автогражданку» вы считаете оптимальным и насколько он отличается от тарифов вашей компании?
-- Хотел бы подчеркнуть, что между всеми заинтересованными сторонами -- Российским союзом автостраховщиков (РСА), Минфином, страховыми компаниями -- существует принципиальная договоренность: не обсуждать тарифы до утверждения их правительством. «Ингосстрах» в числе других страховщиков принимал непосредственное участие в их разработке, и всю необходимую информацию мы направили в РСА. Что касается размера оптимальной ставки, тут сложно сказать. К примеру, московский рынок автомобилей, насчитывающий около 2,5 млн машин, разделен на сегменты, и тарифы для каждого сегмента различаются в несколько раз, при этом оставаясь для него оптимальными. Из-за малого числа автомобилей, застрахованных по «автогражданке», оптимальный тариф определить нельзя. Но в законе об ОСАГО предусмотрена возможность регулярного изменения тарифа, и этот механизм, на наш взгляд, позволит постепенно прийти к ставке, при которой сборы и выплаты равны.
-- Должен ли тариф зависеть от возраста и марки автомобиля и как вы относитесь к введению коэффициентов по мощности двигателя, стажу и возрасту водителя, по региону?
-- По статистике «Ингосстраха», определяющим критерием убыточности (аварийности) являются стаж, возраст водителя и география. По нашим данным, возраст и марка машины, правый или левый руль влияют на число страховых случаев, но очень незначительно.
-- Разумны ли инициативы некоторых депутатов Госдумы снизить тарифы и даже отложить введение закона на год? Как отсрочка может повлиять на развитие страхового рынка?
-- Перенос вступления закона в силу, несмотря на отставание в развитии необходимой инфраструктуры рынка ОСАГО, будет связан с еще большими негативными последствиями для страхового рынка в целом. С учетом того, что в этом году в России пройдут выборы в Госдуму, а в следующем -- президентские, велика вероятность дальнейшего затягивания вступления закона в силу и даже такого изменения его содержания, которое повлияет на привлекательность «автогражданки» для страховщиков и на стабильность рынка ОСАГО.
-- Какое время, по-вашему, понадобится для понимания того, что «автогражданка» заработала или не заработала?
-- Я думаю, два-три года точно. Если говорить о средней и долгосрочной перспективе, лет через пять-семь ОСАГО может стать безубыточным бизнесом. «Автогражданка» способна вовлечь в страховые отношения миллионы россиян, однако у страховщиков нет иллюзий, что после вступления закона в силу все побегут страховаться.
Беседовал Алексей РОЖКОВ